1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №41 (1386) за 21.02.2003

НА АНДРЕЕВСКОМ СПУСКЕ -- ВЫСТАВКА МЕРТВЕЦОВ

Если вы боитесь покойников, не заходите в ближайшие полтора месяца в Музей Одной Улицы на Андреевском спуске. На стенах его выставочного зала вывешены лица мертвецов. Впрочем, это не проделки кровожадного Синего Бороды. В помещении вместо духа некрофильства витает торжественность смертного часа, а тихая музыка навевает раздумья о бренности жития.

В Киеве впервые в СНГ проходит выставка посмертной маски "Кто жил -- не канет в небытие". Два с половиной десятка гипсовых лиц знаменитостей разных времен и народов... В чертах усопших не просто зафиксирован момент перехода в мир иной, а скрыта мистическая тайна, разгадать которую живым не под силу.

Невозможно прочитать мысли, посетившие на смертном одре Пушкина, Гоголя и Шевченко. По восковым фигурам, например, "думы" угадываются легче. А маска Льва Толстого сбила меня с толку -- я-то думал, что голова у графа была крупной. Серьезное лицо -- слегка выпуклые глазные яблоки и сжатые губы -- это Высоцкий. Вспоминается его пророческий "Памятник": "...Когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи. И не знаю, кто их надоумил, Только с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои".

Автор большинства представленных работ -- российский скульптор Сергей Меркуров, часть жизни которого прошла в Киеве. Он реформировал искусство посмертной маски (увековечил около 300 политиков, писателей и художников).

Деятели советского государства. В гипсовом отпечатке мертвого Ленина замечаю страдание, усталость и неудовлетворенность незаконченными делами. А Фрунзе словно спит. Неужели военачальник почил под скальпелем, не подозревая об искусственном умерщвлении? Лик Железного Феликса -- не жесток, но строг.


СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Театральные, карнавальные, ритуальные и погребальные маски присущи традициям разных эпох и культур. Нить искусства современной посмертной маски, скорее всего, тянется из Древнего Египта (изображения фараонов). Люди всегда пытались хоть немного приподнять тайную завесу смерти. Даже живописные портреты святых Киево-Печерской Лавры -- это попытка сохранить телесные образы людей, чтобы напоминать потомкам об их талантах и деяниях.


Черты лица Маяковского остались мужественными даже после "девяти граммов" свинца. В профиль -- едва заметна скептическая улыбка. "Костлявая" заострила лица Булгакова, Франко, Антоненко-Давидовича... Делаю вывод: посмертная маска -- это не грубо отпечатанный фейс. На висках автора "Мастера и Маргариты" видны ручейки вен, а на лбу, носу и щеках Листа -- бородавки. Вместе с лицом Крушельницкой скульптор увековечил жилистую кисть с тонкими пальцами великой певицы. Голову Бетховена венчают лавры.

На стенах -- маски Шопена, Чайковского, Врубеля, Горького, Довженко, Волошина... Лик последнего привезли из Крыма. Однако почти все посмертные маски -- это копии, большинство из которых снял 85-летний формовщик Виктор Михалевич.

-- Многие маски были побиты, с лишними швами и царапинами, -- рассказывает Виктор Лукьянович. -- Пришлось хорошенько поработать, чтобы копии сделать похожими на оригиналы.

P.S. После Киева с искусством посмертной маски познакомят жителей других городов страны.