1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №47 (1392) за 28.02.2003

ЗА ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ПОСТРОИЛ 30 ЦЕРКВЕЙ

Иосиф Осташинский вырос в красивом доме на Бессарабке. То старинное сооружение давным-давно снесли. Но необычная архитектура центра Киева привлекает его с детства.

-- Еще пацаном был уверен, что стану архитектором, -- вспоминает Иосиф Борисович. -- Мог часами смотреть на особняки необычных конструкций и разгадывать, как их строили. Аж руки чесались -- соорудить бы такое самому. Однако строить своими руками пришлось только раз в жизни, в 7 классе. Когда сооружалась гостиница "Украина" ("Москва"), учеников 79-ой школы послали потрудиться над возведением 14 этажа. Окончил школу, но с поступлением в архитектурный вуз не сложилось. Пошел в техникум изучать фотодело.

Профессия фотографа подтолкнула к мысли, что архитектурные шедевры можно создавать -- на картоне, дереве и металле методом рисования, вырезания или выжигания. Но однажды, 20 лет назад...

-- Мой знакомый от нечего делать поджигал одну за другой спички, а я, присоединяясь к нему, начал дробить их на части, -- вспоминает Осташинский. -- Прямоугольники получались похожими на кирпичики. Тут меня осенило: чего добру пропадать? Решил на картон наклеить пейзажный фон (календари, открытки, плакаты, вырезки из журналов), а на него -- архитектурное творение в полуобъемном виде, то есть выступающим за "полотно" на 10--15 см. Первым произведением была старинная деревянная церковь, которая приглянулась на Татарке.

На большинстве из 30-и его работ изображены православные и католические церкви, синагоги, культовые сооружения народов Востока. Многие разрушенные храмы Осташинский создал на картинах еще до того, как их начали отстраивать. Михайловский собор он "воссоздал" из спичек в начале 90-х годов, с точностью скопировав старинную фотографию.

Бердичевский костел Святой Варвары, где венчался Бальзак с Эвелиной Ганской, Иосиф Борисович создал в 1999, за год до его реставрации. В работе помогла дореволюционная открытка с надписью "Привет из Бердичева". При "сооружении" Ирининской церкви, построенной на Подоле в ХІ веке и снесенной большевиками, мастер брал за основу изображения ее на древних картинах (неизвестно, будет ли воссоздан этот храм).

Собор Парижской Богоматери и Иерусалимский Храм Гроба Господнего творил по фотографиям -- за пределы бывшего Союза Иосиф Борисович никогда не выезжал. По отзывам иностранцев, они не отличаются от оригиналов.

Некоторые работы -- с секретом. Если открыть спичечные "Золотые ворота", любуешься видом Софийской площади, а заглянувший в Храм Гроба Господнего увидит его внутреннее убранство. Кстати, на храмах звенят колокола -- в каждый из них вмонтирован настоящий колокольчик.

-- Отечественные спички -- не лучшего качества, для моих работ не очень подходят, -- сетует мастер. -- Но советские были еще хуже, половину выбрасывал. Только литовские годятся в дело. Если кто-то из знакомых едет за рубеж, прошу привезти спичек. Люблю американские и чилийские -- древесина ровная, прочная, хорошо режется.

На одну работу (формат которой обычно 40х50 см) идет около 50 коробков. Спичка делится ножом на "кирпичики", которые склеиваются клеем ПВА. Необходимые инструменты -- острый нож и пинцет. Одна работа создается от нескольких месяцев до полугода.

Выставлять свои картины Осташинский начал 10 лет назад. Сначала -- на скамейке в Мариинском парке, потом и в музеи стали приглашать. Каждая выставка -- новые впечатления. Правда, в кинотеатре "Киев" со стенда бесследно исчезла одна работа.

Подобно Осташинскому строит дома из спичек лишь художник из Франции. Творчество дает ему немалый доход: каждую работу продает по цене автомобиля. Иосиф Борисович уточнил, что уже начал работать их третий коллега -- его ученик из Днепропетровска Миша Климов, получивший минувшим летом в награду за одну из своих спичечных церквей путевку в Артек. А там глядишь и внучка Сабина себя проявит. Пока только учится.