1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №48 (1393) за 01.03.2003

ЕСЛИ ГЛЫБА НЕ ПО ЗУБАМ, МОЖЕТ, НЕ СТОИТ И БРАТЬСЯ?

"Грубость в Сибири у нас выходит убедительно, а вот аристократизм в Петербурге еще не получается", -- фраза Жванецкого то и дело всплывала в памяти во время просмотра оперы Сергея Прокофьева "Война и мир" в Национальной опере Украины.

На пресс-конференции накануне премьеры генеральный директор театра Петр Чуприна и режиссер-постановщик Дмитрий Гнатюк говорили о том, что не каждому театру мира "по зубам" поднять такую глыбу, как прокофьевская "Война и мир". В опере 13 картин -- звучит она более четырех часов, на сцене 52 действующих лица, не считая хора и балета. Сложность произведения не только в особенностях прокофьевской мелодики, но главное -- в отсутствии завершенных арий и ансамблей и преобладание развернутых сцен. Да, действительно, такая ноша не всем по плечу, но не все за нее и берутся. Известны постановки Большого театра, Английской Национальной оперы, а в феврале 2002 в нью-йоркской Метрополитен Опера был показан спектакль Мариинки (дирижер-постановщик Валерий Гергиев, режиссер Андрон Михалков-Кончаловский). Рецензент американского журнала "Оперные новости" пишет, что в гергиевской постановке на сцене одновременно было до 400 человек. Кроме солистов, хора (120), балета (41), миманса (227) перед публикой появлялись лошади, куры и другие животные. Перевозка колоколов из России для эффектной сцены пожара (в киевской редакции она почему-то была сокращена) обошлась в несколько миллионов долларов.

И вот, подобно Эллочке-людоедке, которая в романе Ильфа и Петрова соревновалась с американской миллионершей, мы тоже решили нанести удар заокеанским соперникам. А получилось как всегда: и труба пониже, и дым пожиже. Декорации пятидесятилетней давности отличались такой незатейливостью, что о них и говорить не хочется: ни куполов соборов, ни кремлевских башен, ни панорамы Бородинской битвы. Танцы с ограниченным числом участников и минимальной фантазией (балетмейстер Виктор Яременко) повергли в уныние. Аристократы высшего света в одних и тех же нарядах кочевали с бала у екатерининского вельможи в салон Элен Безуховой (Татьяна Пименова), которая, кстати, так же, как и Наташа Ростова (Ольга Нагорная) переодеться не успела. Хотя между этими событиями по сюжету прошло немало времени.

А как вели себя на сцене "дворяне" и "офицеры"! Своими повадками они напоминали в лучшем случае разночинцев: походочка вразвалочку, никакой аристократической осанки. Умирающий князь Болконский (Владимир Опенько) даже в кровать умудрился в сапогах улечься! Самым подтянутым оказался Пьер Безухов (Павел Приймак), который в романе Толстого выглядит увальнем. А вот крепостной кучер Балага (Василий Кулибабюк), которого Курагин (Дмитрий Попов) и Долохов (Олег Сычев) с трудом усадили водки выпить, наоборот, решил "шикануть" манерами и первым протянул руку для приветствия (это крепостной-то!). В массовых сценах отсутствовала массовость -- преобладал минимализм. Хористы -- будь то гости на балу, крестьянки или ополченцы -- норовили выстроиться рядами, прям как на параде...

К исполнению вокальных партий, правда, особых претензий нет, хотя и восторгов они тоже не вызывают. Хор (хормейстер-постановщик Лев Венедиктов) и оркестр (дирижер-постановшик Владимир Кожухарь) были на уровне, но погоды это, увы, не сделало. В марте "Войну и мир" увидят меломаны швейцарского города Винтертур. Держись, Европа!