1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (1395) за 04.03.2003

ВТОРОЙ В МИРЕ ТАРАН НА РЕАКТИВНОМ САМОЛЕТЕ

Фронтовики называли его "оружием смелых". Воздушный таран не применялся в учебе, на него не было ни теоретических разработок, ни практических рекомендаций. К крайнему средству летчики прибегали не ожидая приказа. Но это -- во время войны. А что толкало на такой отчаянный шаг в мирное время?

НА ЗЕМЛЕ ПОНЯЛИ, ЧТО НАРУШИТЕЛЬ УХОДИТ

28 ноября 1973 года наземные службы ПВО Закавказья доложили о нарушении воздушного пространства СССР парой неизвестных самолетов. Один из них повернул и ушел в Иран, другой продолжал лететь. В это время на пункте управления аэродрома Вазиани лихорадочно просчитывали варианты перехвата.

Дежурное звено Геннадия Елисеева было готово к вылету. Капитан пошел на взлет прямо со стоянки. Этим он выиграл те секунды, которые не смогли просчитать на самолете-разведчике. Когда вывел самолет на курс, ему сообщили, что разведчик повернул к границе.

Все прекрасно знали: если он уйдет, последует крутой "разбор полетов", и должностных жертв среди высокого начальства не миновать. Наземный штурман вывел МиГ капитана Елисеева в заднюю полусферу самолета-нарушителя. Бортовая станция истребителя захватила цель.

-- Я -- 240-й. Цель -- по курсу слева, -- доложил Елисеев на командный пункт.

-- Цель ваша. Принудите к посадке.

Летчики на американском ЕС-103 Е "Геркулес", увидев манипуляцию МиГа, увеличили обороты двигателей. До границы было рукой подать. На земле поняли, что нарушитель уходит.

-- Приготовить оружие! Уничтожить цель!

Первая ракета, выпущенная Елисеевым, прошла мимо, а вторая сошла с направляющих.

...И ЛЕТЧИК ОКАЗАЛСЯ БЕЗОРУЖНЫМ

Капитан Елисеев поднялся на перехват на МиГ-21СМ (модификация самолета, имеющая 23-миллиметровую пушку). Такой самолет, только-только поставленный на выпуск, в войсках был редкостью. Словом, Елисеев, привыкший летать на МиГах, оснащенных ракетами, в пылу перехвата о существовании пушки мог и забыть. Но не забыл... После первой очереди отказал механизм перезарядки, и летчик оказался безоружным. Елисееву ничего не оставалось, как идти на таран. Получив одобрение с земли, приступил к выполнению.

Справка "СЕГОДНЯ" Первый воздушный таран -- на счету легендарного Петра Нестерова, который в августе 1914 года атаковал австрийский самолет "Альбатрос". Во время Великой Отечественной войны советские летчики совершили более 600 таранов. Более 2/3 из них приходится на 1941--1942 годы -- самый тяжелый период войны. При совершении тарана погибло около 37% летчиков. Остальные не только оставались живы, но и продолжали вести бой.

По официальной легенде, Елисеев ударил МиГом в верхнюю часть "Геркулеса". Только от удара его самолет взорвался, и он не смог катапультироваться. А вот летчики самолета-нарушителя уцелели, и в руках советских спецслужб оказались американские специалисты по радиоэлектронной разведке.

Все, что касалось таранного удара, было строго засекречено, и на свет появился выхолощенный миф, который быстренько растиражировался газетами. А через полмесяца был опубликован Указ о присвоении капитану Елисееву звания Героя Советского Союза с припиской "посмертно".

Кстати Есть версия, что первый таран на реактивном самолете был произведен в Корее 18 июня 1951 года. Совершил его советский летчик Серафим Субботин, подставив свой истребитель под удар американского самолета и успев катапультироваться.

ОН БЫЛ ВТОРЫМ

23 июля 1981 года в центральной печати промелькнуло короткое сообщение ТАСС следующего содержания: "18 июля 1981 года самолет неустановленной принадлежности со стороны Ирана вошел в воздушное пространство Советского Союза в районе Еревана. На все запросы советских наземных средств контроля за полетами и попытки оказать помощь экипаж не отвечал, продолжая полет над советской территорией и совершая при этом опасные маневрирования. Через некоторое время этот самолет столкнулся с советским, разбился и сгорел". А вопрос, что же произошло в тот летний день над южной границей, так и повис в воздухе.

О случившемся напомнил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 октября 1981 года (в секретном порядке, без публикации в печати), в котором говорилось, что военный летчик капитан Валентин Куляпин "за мужество и героизм, проявленные при выполнении задания, награжден орденом Красного Знамени".

Заместитель командира эскадрильи по политической части капитан Валентин Куляпин нес службу в составе дежурной смены в паре усиления. Время близилось к полудню. Летчик собирался на обед, когда его вызвали к самолету. Заняв место в кабине, он услышал команду офицера боевого управления: "733-й, воздух!" И Валентин на сверхзвуковой скорости повел самолет в заданный район. Он знал, что с утра в опасной близости от нашей территории несколько раз проходил самолет сопредельной стороны. Так бывало и раньше: пролетят вдоль границы и уберутся восвояси. Может, и на сей раз обойдется?

Кроме Куляпина в воздухе был еще один наш истребитель, которого подняли раньше. Наблюдая за воздушной обстановкой, как-то не верилось, что днем, при хорошей видимости, кому-то взбредет в голову пересечь границу... Сначала на экране прицела появилась размытая отметка, а вскоре над горами справа, ниже линии полета, летчик обнаружил светлую метку, чуть дальше -- другую, поменьше. Сразу догадался: впереди -- "гость", позади него -- наш перехватчик. Но почему так медленно движется цель? Только в следующий миг Валентин понял, что самолет-нарушитель был не высокоскоростной. С турбовинтовыми двигателями, без иллюминаторов -- явно не пассажирский.

ДЛЯ ПУСКА РАКЕТ НЕ БЫЛО ВРЕМЕНИ

...В конце июня 1981 года в Буэнос-Айресе, в офисе небольшой фирмы по прокату самолетов, появился 38-летний шотландец по имени Стюарт Мак-Кафферти. Он зафрахтовал транспортный самолет КЛ-Фортифор (аналог Ил-18) якобы для перевозки фармацевтических товаров. Расплачивался наличными, чем сразу расположил к себе экипаж. Командиром воздушного судна был морской летчик в звании капитана I ранга Гектор Кардеро, уже уволенный в запас. Этот аргентинец имел репутацию состоятельного владельца ранчо и летал исключительно ради острых ощущений. И не это ли обстоятельство, задались потом друзья Кардеро, заставило его вопреки здравому смыслу проигнорировать требования перехватчиков покинуть воздушное пространство СССР? Увы, им оставалось только гадать, поскольку с полета ни командир, ни два других члена экипажа, а также сопровождавший груз британский подданный Стюарт Мак-Кафферти, не вернулись. Как позже выяснилось, самолет был зафрахтован для тайной перевозки оружия в Иран.

-- Еще на земле по переговорам в эфире я понял, что идет перехват реальной цели, -- вспоминал Валентин Куляпин. -- Поначалу был уверен, что меня в любом случае подстрахуют другие истребители, а также расчеты зенитно-ракетных комплексов. Но уже в воздухе понял: близость государственной границы и явная нерешительность офицеров боевого управления не дают мне права на ошибку. Появилась какая-то тревога. Доложил обстановку. С КП поступила команда принудить нарушителя к посадке.

-- На свой страх и риск я проигнорировал это распоряжение, -- рассказывает летчик. -- Ведь истребители, сопровождавшие цель до меня, долго вились вокруг самолета, предупреждая об опасных последствиях его действий. Я был абсолютно уверен, что нарушитель заметил мое присутствие.

Команда с земли о пуске предупредительной ракеты, а также запрос о наличии вооружения на Су-15 Куляпина вызвали у летчика только горькую улыбку. Ну как можно было допустить, что наводившие его должностные лица не имеют элементарных сведений о вооружении перехватчика! Из чего же они исходили, выводя Валентина на цель? Оказывается, требования последних на тот период директив по несению дежурства обязывали вооружить истребители ракетами ближнего боя класса "воздух-воздух". Но их не было. Правда, указания эти были выполнены... после прибытия комиссии по расследованию действий Куляпина.

-- Атака цели памятна особо, -- рассказывает капитан. -- Четко осознавал, что лишь используя таран, могу выполнить приказ, поскольку для пуска ракет не было времени.

ПРОИЗОШЛО... ЭЛЕМЕНТАРНОЕ СТОЛКНОВЕНИЕ

Первый удар фюзеляжем по крылу сорвался. Зато вторично Куляпин шел на сближение уверенно. Удар фюзеляжем и килем по стабилизатору снизу не мог не прервать полет самолета-нарушителя. На глазах отвалилась правая плоскость, и он в хаотическом вращении понесся к земле. При ударе на колени Валентина посыпалось стекло. В то же миг летчик катапультировался. (Высота -- 6300 м.) При раскрытии парашюта с его левой ноги слетел ботинок: в спешке забыл зашнуровать. Так и приземлился босяком, на острые камни...

Но "острые камни" на жизненном пути "камикадзе" Куляпина были впереди. Теперь ему пришлось вступить в поединок за свое имя. Некоторые руководители ВВС Закавказского округа, боясь ответственности, склоняли летчика дать ложные показания. Мол, произошло случайное столкновение. В тот же злосчастный день, когда произошел таран, дежурным на командном пункте был подполковник Багдасарян.

Взяв на себя ответственность уничтожить цель, он испугался предстоящего расследования. Что ж, опасения офицера были обоснованными: в документах, регламентирующих порядок действий при перехвате нарушителей границы, сказано: "По транспортным самолетам огня не открывать". А ведь Куляпин доложил на КП, что наблюдает именно транспортное воздушное судно, после чего поступил приказ об уничтожении. Короче, Багдасарян смалодушничал. Больше того, склонял ко лжи офицера пункта наведения. Уговаривал и самого Куляпина. И лишь припертый к стенке данными экспертизы "раскололся".

Справедливость, кажется, восторжествовала. Теперь, по логике вещей, надо было выявить ошибки, сделать соответствующие выводы, изменить какие-то положения в организации несения боевого дежурства. Но не признали, не сделали. Комиссия, которая вела расследование ЧП с аргентинским самолетом, документацию засекретила, доложив наверх, что произошло элементарное столкновение.

А ведь Валентин Куляпин совершил подвиг! Ну где еще в мире, при современном развитии вооружения, потребовалось бы два тарана на реактивных самолетах, обладающих бешеной скоростью? Они хотя и показали "величие славянского духа", но высветили и нечто другое.

Валентина Куляпина представили к званию Героя Советского Союза. Видимо, какая-то "добрая душа" в мундире доказала, что произошло именно столкновение, в котором был повинен и сам летчик. Так звездочка была перечеркнута... Наградили капитана орденом Красного Знамени.