1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №50 (1395) за 04.03.2003

ОТМЕНИВ НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ, ПОЛУЧИМ ЕЩЕ ОДИН БЮДЖЕТ

Обретя независимость, Украине пришлось практически с нуля создавать собственную систему налогообложения. Вот и вырастили мы на свою голову эдакого ненасытного монстра, до нитки обирающего всякого, кто пытается хоть что-нибудь делать, -- практически единодушно оценивают сложившуюся ситуацию предприниматели, ученые и даже сами мытари.

Однако время, когда сугубо карательный характер налоговой системы себя оправдывал, прошло. Будущая фискальная система из подавляющей неизбежно должна трансформироваться в стимулирующую. Иначе мы обречены на вечное отставание от Запада, как известно, поднявшегося именно благодаря полюбовной договоренности между государством и налогоплательщиком.

"Самостийную" систему налогов "лепили из того, что было". А именно, взяли за образец две наиболее распространенные в мировой практике схемы -- американскую и европейскую. Для первой характерно налогообложение доходов, для второй -- потребления, посредством хорошо известного нам НДС. То есть или--или. Мы же под давлением Международного валютного фонда скрестили несопоставимое и получили тот самый одиозный гибрид, действующий по принципу "выметай все подчистую". То бишь сначала с дохода, а потом еще и с потребления. Лишь бы было чем затыкать бюджетные дыры. Иначе нам не давали международные кредиты.

Поначалу бюджетные поступления в самом деле увеличились, но скоро стало понятно, что такая "соковыжималка" до добра не доведет. Предприятия оставались без оборотных средств и надежд на инвестиции, потребительский спрос был подавлен низкой покупательной способностью граждан. "Уже теперь налоговая система конфликтует со стратегическими задачами правительства -- повышением доходов предприятий и населения, -- констатирует президент Центра антикризисных исследований Ярослав Жалило, -- а в наступившем году ожидается дальнейшее увеличение налоговой нагрузки".

Итак, рост доходов возможен только через снижение налогов. Но как этого достичь, если именно за счет налогов формируется 84% доходной части бюджета? "Снижение налогов невозможно без упорядочения многочисленных льгот", -- озвучивает не новое уже мнение президент Украинского союза промышленников и предпринимателей Анатолий Кинах. А льготы покамест имеют свойство нарастать: если с 1997 по 2001 гг. бюджет увеличился в 1,5 раза, то льготы -- в 2,6 раза. А общая сумма льгот на 1 октября прошлого года, по данным ГНАУ, равнялась 90% всех доходов: это еще один бюджет страны!

Отдельного упоминания заслуживает действующий принцип "социальной справедливости" в налогообложении граждан. Так, если самые бедные в 2001 г. "отстегивали" из своих нищенских зарплат 9,1%, то миллионеры (с месячным доходом более 8334 грн.) -- только 3,8%. Все просто: львиную часть их доходов составляют банковские проценты, страховые премии и выручка от операций с недвижимостью, которые по закону налогами не облагаются.

"Все плательщики должны находиться в одинаковых условиях, от нянечки детского сада -- до милиционера-налоговика, -- утверждает народный депутат Сергей Терехин. -- А то выходит абсурд: налоги не платит тот, кто их собирает! Такого нет ни в одной цивилизованной стране". Еще одна бюджетная дыра -- пресловутый НДС, через который ежегодно разворовывается 500--700 млн. грн.". По мнению производственников, авансовое взимание НДС с бизнеса в принципе не дает стране развиваться. Чтобы переломить ситуацию, налог нужно брать не с производства, а с потребления.

Если все дело в несовершенстве Налогового кодекса, не ясно, отчего Верховная Рада столько лет тянет с его принятием? Там бы все гамузом и провести: и новую либеральную шкалу налогообложения доходов граждан, как уже давненько было обещано, и по льготам критически пройтись, и предприятиям развязать руки... Впрочем, по мнению гендиректора "Укрконсалтинга" Виталия Маргулиса, новый кодекс скорее тянет на роль хорошего инструмента для законодательного обеспечения коррупции. И если на Западе чиновник берет взятки за то, что рискует, нарушая закон, то наш и впредь будет брать -- но за то, что он его трактует так, как угодно "заказчику".

"Пока мы консервируемся, муссируем очевидные проблемы, мир не стоит на месте", -- резюмирует заседание "круглого стола" Анатолий Кинах. Для наглядности экс-премьер привел убийственные данные. Так, если Украина с почти 50-миллионным населением с трудом наскребает в доходную часть бюджета около $10 млрд., то 7 млн. кубинцев -- $7 млрд., маленькая Литва -- $8 млрд., Польша -- впятеро больше нашего. Так что если и впредь будем развиваться такими темпами, рискуем стать самой большой в мире "зоной отчуждения", куда инвестора палкой не загонишь. А граждане будут думать только о том, как бы поменьше светиться перед родной державой и понадежнее спрятать от нее не то что результаты, но и сами помыслы об общественно-полезном труде.