1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №51 (1396) за 05.03.2003

БАНКИР И УГОЛОВНИК -- ЗА ОДНОЙ ПАРТОЙ

В Севастополе есть уникальная школа -- ее ученики подвозят своих учителей до дома на иномарках, а во двор этого учебного заведения частенько заезжают свадебные кортежи, заходят следователи и участковые милиционеры.

Школа работает с восьми утра до восьми вечера, к ученикам здесь принято обращаться только на "вы". Здесь нет ни уже ставших привычными поборов, ни родительского комитета. Вечерняя школа №1 -- последняя оставшаяся в своей системе -- насчитывает полторы тысячи учеников самого разного возраста и социального положения.

НЕ УРОКИ, А СПЛОШНЫЕ ТОК-ШОУ

Уникальность "вечерки" в том, что действующая на ее базе система экстерната позволяет за год осилить программу трех лет с девятого по двенадцатый класс. Ученики прослушивают 900 часов по восьми предметам, потом сдают экзамены, и, если все прошло успешно, получают аттестат среднего образования. Эта форма очень популярна, сейчас классы экстерната насчитывают 260 человек. Есть предположение, что в связи с образовательной реформой спрос на подобную форму обучения будет расти в геометрической прогрессии -- мало кому из сегодняшних шестилеток-первоклассников захочется в девятнадцать лет сидеть за школьной партой в ожидании выпускного вечера.

То, что представляла собой вечерняя школа прошлых лет, лучше всего вспомнить на примере всенародного кинохита "Весна на Заречной улице" -- учились только представители рабочей молодежи, которые без аттестата не могли рассчитывать ни на комсомольский значок, ни на минимальное продвижение на производстве. Таковой она была и в Севастополе, когда таких школ насчитывалось восемнадцать. Со временем численность вечерних школ постепенно сокращалась, пока не осталась одна -- первая, а сейчас и последняя.

Три года назад за парты "вечерки" стали усаживаться удачливые предприниматели, которые в постперестроечный период первыми бросились осваивать непредсказуемый отечественный рынок. Престиж образования тогда был "ниже табуретки" -- даже люди с вузовскими дипломами стояли за прилавками с носками и колбасой. Поэтому в процессе поиска своего места в жизни многие школу бросили, благо арифметике их к тому времени уже научили. Пожалуй, только этот полезный навык и был полностью задействован -- деньги тогда измерялись астрономическими суммами, инфляция мгновенно превращала сотни в тысячи, тысячи -- в миллионы.

Спустя годы те, кому многое удавалось в бизнесе, столкнулись с ситуацией, когда без юридических и серьезных финансовых знаний продвигать свое дело вперед стало невозможно: рыночная неразбериха ушла в прошлое, законодательная база упрочнялась с каждым днем. Вот тут и пришлось вспомнить о пресловутом аттестате, без которого невозможно получить ни высшее образование, ни даже зарегистрировать вновь созданное предприятие. И в "вечерку" хлынул поток тридцатилетних предпринимателей, которые на уроках отключают свои мобильники, а машины оставляют возле школьного крыльца.

Большинство таких учеников приходят из строительного бизнеса, агентств недвижимости, есть даже работники банков. Перечитывать "Войну и мир" у них, конечно, времени нет, но зато после краткого пересказа поворотов сюжета в исполнении учительницы эти взрослые люди легко включаются в дискуссию на предмет увлечения Наташи Ростовой Курагиным. Получается нечто вроде ток-шоу, но зато содержание всемирно известного романа в головах великовозрастных учеников худо-бедно удерживается.

В ШКОЛУ ПРИЕЗЖАЮТ СВАДЬБЫ

Кроме бизнесменов, в числе взрослых учеников вечерней школы -- потенциальные эмигранты в страны ближнего и дальнего зарубежья, которые готовятся уехать в поисках заработка и рассчитывают за короткий срок получить аттестат. Большинство "собирают чемоданы" в Россию и Израиль. Правда, иногда случается, что вызов приходит в середине учебного года -- и тогда им приходится бросать школу во второй раз.

Приходят в "вечерку" и безработные в надежде, что среднее образование поможет им трудоустроиться. За учебники часто берутся мамы грудных младенцев, у которых во время декретного отпуска появляется возможность получить образование.

Что касается детей, то их контингент не менее разношерстный. Здесь и те, кого из-за особенностей поведения и прочие "заслуги" попросили из общеобразовательных школ, и малолетние кандидаты на скамью подсудимых -- многие садятся в тюрьму, и по возвращении снова идут в вечернюю школу.

Педагоги до сих пор вспоминают парня, юность которого прошла на зоне -- он отсидел с четырнадцати до двадцати лет, его характер формировался среди зэков. Первое время ему трудно было привыкнуть к мысли, что он может открыть дверь и свободно выйти на улицу. Улыбаться вновь он научился только в "вечерке", потому что директор ежедневно находила возможность хотя бы десять минут поговорить с ним -- неважно, о чем, важно -- как. "А дома он только кричит и никогда не улыбается", -- жаловалась мать парня. Сейчас он работает, получает неплохие деньги, недавно женился, и частенько заезжает в школу -- единственное место, где его когда-то приняли как равного.

Кроме подростков, которых в годы советской педагогики было принято называть трудными, обучение в вечерней школе выбирают одаренные дети -- талантливые ученики музыкальных и художественных школ, спортсмены, которым жаль тратить драгоценное время на глубинное освоение общеобразовательных предметов. "Вечерка" хороша и для детей с ослабленным здоровьем (им тяжело ежедневно высиживать по шесть уроков и нести нагрузки наравне со всеми), а также для воспитанников обоих флотов, приехавших в Севастополь из других городов.

А еще в школу приезжают свадьбы. Расписавшись в загсе, ученики и ученицы едут сюда раньше обязательных в программе Вечного огня и смотровой площадки. Потому что давно уже выросли и поняли -- не так уж много на земле мест, которые существуют для тебя, а не ты для них. И еще меньше таких, куда в лучшие моменты жизни хотелось бы вернуться.