1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №53 (1398) за 07.03.2003

"НАШЕ СУДНО ВЫШЛО В МОРЕ, ЧТОБЫ... ЗАТОНУТЬ", --

На прошлой неделе в Украину после месяца злоключений вернулись пятнадцать мариупольских моряков, спасенных во время шторма береговой охраной США. Сухогруз "White Seal", на котором они плыли, затонул в Атлантическом океане. Судно было зафрахтовано неким Питером К. для перевозок колесной техники из США в Доминиканскую республику и на Гаити. На "White Seal" украинские моряки проработали только два месяца, так и не успев к нему привыкнуть. Все это время им приходилось сталкиваться с трудностями: сначала решать проблему нехватки снаряжения, потом ремонтировать раз за разом ломающиеся двигатели и другое техническое оборудование. За это время они сделали только один рейс с Гаити в США и обратно. О злоключениях, пережитых мариупольцами во время плавания на "White Seal", газете "Сегодня" согласился поведать капитан корабля Яков КОРНИЮК.

ВОТ И НЕ ВЕРЬ ПРИМЕТАМ...

Экипаж прилетел на Гаити в конце ноября. "Судно сразу не понравилось ни мне, ни команде, -- вспоминает Корниюк. -- Во-первых, оно 1972 года постройки, то есть ему 30 лет. Суда до такого возраста редко доживают. А во-вторых, сухогруз уже девять месяцев стоял без движения. За ним присматривали только два механика из предыдущего экипажа".

Кроме того, по словам капитана, на судне отсутствовало необходимое снаряжение: ни пиротехники на случай бедствия, ни комплектов НЗ для спасательных шлюпов, ни плавучих якорей не было. "На палубе и в трюме мы заметили множество наваренных рей и металлических заплат, -- заметил Корниюк, -- создавалось впечатление, что судно терпело крушение несколько раз, после чего его часто ремонтировали". Не понравился капитану и судовладелец.

"Ноль в морском деле, -- делится впечатлениями Корниюк. -- Как готовить судно, мы, моряки, конечно, знаем, но что и почем можно достать в местных условиях -- нет. Я еще на Гаити предлагал Питеру нанять толкового суперинтенданта, который даст судну оценку. Он отвечал, что это очень дорого". Около двух недель пришлось потратить экипажу на выяснение ситуации, где и что из недостающего снаряжения можно купить. На Гаити им не удалось найти практически ничего, в Санто-Доминго (Доминиканская республика) смогли купить только половину необходимого. "Сейчас создается впечатление, что это судно готовили заранее, чтобы утопить и получить страховку, потому что затрат серьезных на него не было", -- размышляет Корниюк.

Кроме наблюдений, которые вселяли беспокойство, были и совпадения, предвещавшие беду. "Впервые наш экипаж вышел в море на этом судне 13 декабря, в пятницу, а вы понимаете, что это означает, -- рассказывает Яков Корниюк. -- Я в приметы стараюсь не верить, тем не менее экипаж шумел, и мне самому было как-то неспокойно".

В ШТОРМ -- БЕЗ ДВИГАТЕЛЯ

Во время плавания экипажу постоянно приходилось сталкиваться, как заметил капитан, "с тупиковыми и неразрешимыми проблемами". Так, при разгрузке в Санто-Доминго сломалась подъемная дверь, ведущая в трюм. После тяжелых работ моряки, лишенные необходимых инструментов, дверь закрыли, но она перестала быть водонепроницаемой. Еще более серьезными были периодические поломки двигателей. В результате корабль вообще лишился одного из них. "На подходе к Доминиканской Республике одна машина у нас полетела, -- рассказывает Корниюк. -- Поломка -- подшипники коленвала -- не поддавалась ремонту теми средствами, которые у нас были. Судно при этом находилось на ходу, но имело 50% мощности. Кроме того, с одним неработающим винтом корабль все время заворачивало в сторону".

На ремонт двигателя моряки могли надеяться только после возврата в Штаты, куда судно так и не дошло. После того как груз сельскохозяйственной техники был снят с борта в Санто-Доминго и на Гаити, "White Seal" отправилось в свой второй и последний рейс к берегам Америки.

"Тут начались проблемы со второй машиной, -- говорит капитан. -- Мы остановились сначала на двенадцать часов. Механики отремонтировали, насколько могли, второй двигатель, но газы шли внутрь, топливо сгорало не полностью, внутри -- дым, температура растет... Из одной трубы показалось пламя... А в каютах стояла такая жара, что была реальная угроза пожара". Судно приходилось время от времени останавливать, чтобы остыла труба и механики смогли произвести очередной ремонт. В это же время море начало штормить. Это было утром 22 января, до Уилмингтона (штат Северная Каролина) оставалось всего 90 миль...

ЖУТКАЯ НОЧЬ

Заметив, что шторм все время усиливается, капитан послал запрос поверенному судовладельца с просьбой дать разрешение на заход в ближайший порт. "Я объяснил ему ситуацию -- плохие прогнозы, одна машина не работает, со второй проблемы, -- рассказывает капитан. -- Он долго молчал... Механики доложили, что из двенадцати цилиндров уже второй машины работают только шесть. То есть мы имели лишь 25% от общей мощности, и это -- при почтенном возрасте судна и шторме... Я снова обратился с просьбой о заходе, но судовладелец отказал. Причина отказа -- большие расходы. К этому времени у нас подошли к концу запасы воды и легкого топлива".

Корниюк шлет судовладельцу телеграмму: "Я вас проинформировал о сложившейся ситуации, но вы нам не даете возможности зайти в убежище. У меня другого выхода нет, как подчиниться. Поэтому я подчиняюсь, но снимаю с себя всякую ответственность за последствия, которые могут произойти по ранее изложенным причинам". Но даже столь резкое сообщение не повлияло на решение судовладельца.

"Так мы шли всю ночь, -- вспоминает капитан. -- Часов в восемь утра шторм усилился. Я принял вахту у старпома и увидел, что наше судно фактически стоит. Если бросить щепку возле борта -- она все время оставалась на месте... Судно потеряло управляемость". А ветер все усиливался, сухогруз раскачивался уже под углом 40--45 градусов, шторм достигал 8--10 баллов. "Хорошо, что на тот момент у нас не было груза, а то, если бы что-то сорвалось, то обязательно пробило борт, и тогда -- все. Но самое страшное -- нас начало уносить от берега в океан", -- заметил Корниюк.

Капитан запросил у поверенного судовладельца буксир, ссылаясь уже на неуправляемость судна, однако и в этот раз получил отказ. "Далее была самая страшная ночь, с 23 на 24 января, -- вспоминает Корниюк. -- Волны били зверски. Я уже свыше суток стоял на мостике. Нас отнесло более чем на 150 миль от берега... Утром экипаж стал подумывать о передаче сигнала бедствия. Ну, по старому обычаю, я спустился вниз -- позавтракать куском хлеба с колбасой перед подачей сигнала "SOS". В каютах уже все было разрушено. В моей вместо мебели -- куча мусора из обломков дивана, стульев... Даже сейф сорвался с крепи. То же в других помещениях... Людям опасно было оставаться там из-за вероятного травмирования оторвавшимися от пола предметами. Но еще находились такие, кто умудрялся в тех условиях спать. Механиков, которые несколько суток подряд практически без сна боролись с машиной, потом уже к вертолету пришлось будить…"

Вскоре находившийся на мостике боцман заметил крен на левый бок. "Мы кинулись в трюм, а там вода, -- вспоминает Корниюк. -- При вечернем обходе ее там еще не было. Причину течи мы, к сожалению, так и не установили. Навскидку, там уже было порядка 500--600 тонн воды. Но посылать при такой качке и множестве плавающих предметов человека для выяснения причин -- это обречь его на верную смерть. Правда, выяснили, что вода извне, а не из балластных танкеров". После обнаружения воды в трюме, который на таких типах кораблей, как "White Seal", не имеет переборок, было решено вызывать вертолеты для эвакуации экипажа.

СУДНО -- НА ДНО, ЭКИПАЖ -- В АМЕРИКУ

"Сначала к нам береговая охрана выслала самолет, который сбросил радиобуй, -- рассказывает капитан. -- По правилам, его надо поднять на палубу, чтобы вертолет мог на что-то ориентироваться. Но у нас даже "кошки" для этого не было. Сначала нам обещали два вертолета с временным интервалом в час. Разрешили даже взять небольшие сумки с вещами. Но после того как первому геликоптеру пришлось сделать несколько попыток, чтоб зависнуть над нами, о второй машине речи уже не могло быть. Сумки побросали, даже щетки зубной с собой ни у кого не было".

Подъем экипажа на борт вертолета -- по одному человеку в специальной корзине -- занял около часа. Вскоре судна "White Seal" не стало… А дальше -- проверка береговой охраной, оформление документов на временное пребывание в стране... Как сообщил Яков Корниюк, весь экипаж был доставлен в городок Уилмингтон, в котором проживает около 70 тысяч населения. "Американцы приняли нас очень хорошо,-- вспоминает капитан. -- Даже акцию с привлечением газет и телевидения провели, чтоб помочь нам. Но больше всех помогали эмигранты из бывшего Союза".

Моряки остались без теплой одежды и денег. Помогли украинцам с одеждой представители местной русской диаспоры, а также региональные отделения организаций Красного Креста и Армии спасения. Эти же организации предоставили членам экипажа сухогруза "White Seal" необходимые продукты. "У одного из членов команды 26 января был день рождения -- ему исполнился 21 год, -- вспоминает Яков Корниюк. -- Поздравлять его пришла чуть ли не половина города. Он уже потом даже прятаться начал". Ученики одной из начальных школ Уилмингтона преподнесли молодому моряку плюшевого мишку и флакон одеколона. А десятилетняя Кристина написала всей команде письмо, в котором сообщила, что она и ее близкие молятся за моряков и за их благополучное возвращение на Родину.

Местные жители помогли нашим соотечественникам также выйти на связь с родственниками. Уилмингтонские студенты, а также представители местного центра по обслуживанию моряков, на собственные деньги приобрели для мариупольцев телефонные карточки, с помощью которых те смогли позвонить домой и успокоить членов своих семей. "Местные активисты даже начали собирать деньги нам на обратную дорогу, но мы не собирались уезжать, пока судовладелец не выплатит нам все заработанные деньги, -- сказал Корниюк. -- Мы пытались связаться с ним, но он не отвечал, а его представитель даже начал угрожать нам депортацией из страны".

Тогда украинцы связались с ITF (Международным профсоюзом моряков), который и взял на себя решение их проблем. Сначала пробовали "мирным" путем, но оказалось, что у судовладельца свободных денег нет -- он почти банкрот. Тогда профсоюз подключил к этому делу адвокатов. "Сейчас они ждут, пока судовладелец получит страховку, и уже из этих денег будут вычитать нашу зарплату, а также издержки на наше возвращение домой и защиту", -- сообщил капитан. За счет профсоюза украинские моряки совершили перелет Вашингтон--Москва--Киев. Денег же, собранных жителями Уилмингтона (примерно по 50 долларов на человека), хватило на оплату такси из Киева в Мариуполь. "Домой очень хотелось, и ждать почти сутки поезда уже не было мочи", -- пояснил Яков Корниюк.

Р.S. Почти в такой же ситуации оказались моряки судна "Максим Рыльский". Сейчас оно находится под арестом в Батуми. Попав в шторм, корабль получил серьезные повреждения и вынужден был зайти в территориальные воды Грузии, где судно задержали местные пограничники. Попытки добиться от грузинских властей возвращения корабля и освобождения экипажа пока не приводят к положительным результатам.