1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №54 (1399) за 08.03.2003

ОФОРМЛЕНИЕ ЗАКАЗА В ТУРФИРМЕ НАЧИНАЙТЕ С КНИГИ ЖАЛОБ

По данным Госкомстата, в Украине работает свыше четырех тысяч туристических организаций, из которых 1350 -- в Киеве. Большинство их сотрудников не имеют специального образования, а некоторые хозяева, взимая солидные деньги, предоставляют клиентам совсем не то, что обещано в красочных рекламных проспектах.

В последнее время контроль за деятельностью турфирм стал строже. Лицензионная комиссия аннулировала около 350 лицензий субъектам предпринимательства, предоставлявшим некачественные туристические услуги. Еще 118 таких организаций "взяты на карандаш". Но, как видно, далеко не все.

В редакцию "Сегодня" обратились гражданки Якимчук и Шумова, попавшиеся на крючок ловкачей из одного столичного ООО. Получив с каждой по $200, им обещали прекрасный недельный отдых в польском городе Закопане: со встречей Нового года, катанием на горных лыжах и печеным бараном или поросенком. На деле, как написали в своей жалобе обманутые женщины, "пансионат", где их поселили, оказался недостроенным домом на окраине города, без обещанной горячей воды и места для просушки верхней одежды и горнолыжного снаряжения. Зато -- с видом на кладбище вместо описанной в рекламном проспекте "великолепной панорамы гор". А сами горы "превратились" в пологий холм 150-метровой высоты, не оборудованный даже подъемником. Понятно, что отдых был испорчен.

Вернувшись домой, наши дамы потребовали от фирмы сатисфакции, но получили отказ. Не мудрено, ведь, в отличие от рекламных бумажек, юридическую силу имеет только договор между ними и фирмой, именуемый "Лист заказа", копию которого нам показали. Из небрежно заполненной бумаги с реквизитами и печатью ООО и автографом одной из незадачливых туристок явствовало, что клиентке за ее кровные обязуются оформить польские визы и поселить с такого-то по такое-то число в отеле "У Косле". Условия размещения закодированы аббревиатурой TPRL, маршрут следования -- "Киев -- Польша", в графах "вид транспорта", "питание", "экскурсионная программа", "другие услуги" стояли прочерки. Судя по всему, всё указанное в "бомаге" фирма выполнила. Значит, претензии к ней безосновательны?

За разъяснениями мы обратились к начальнику отдела Главного Киевского управления по делам защиты прав потребителей Дмитрию Гончарову. Увы, с правовой точки зрения оказалось, что клиентки стали жертвами собственной беспечности. А, столкнувшись на месте с проблемами, не запаслись документами, подтверждающими низкое качество оказанных им услуг. Например, хотя бы отметили в туристическом ваучере, к какой категории относится их отель. Предъявленные фото недостроенного дома, в котором они жили, для суда доказательством не будут. Да и сам "Лист заказа" оформлен некачественно. В нем не указано, кто и каким образом несет ответственность, если вдруг клиента что-нибудь не устроит, кому предъявлять претензии в Польше, как их задокументировать. Зато хорошо выписаны права фирмы и обязанности туриста. Кстати, аббревиатура TRPL также должна быть письменно расшифрована в доступном для понимания виде. Возможно, именно это -- единственная зацепка для предъявления претензий. Но делать это придется только в суде, ибо положенный по закону для "разборок" с фирмой двухнедельный срок после возвращения из поездки уже прошел.

Возможно, сия история послужит уроком не только нашим героиням, которым хочется искренне посочувствовать, но и другим читателям. Всем им г-н Гончаров дал полезный совет: прежде чем решиться оформлять заказ, попросите книгу жалоб и предложений данной фирмы и внимательно ее почитайте. Наверняка найдете много интересного. А если ее страницы окажутся девственно чистыми, это может означать, что фирма не пользуется популярностью, и ее опыт в организации туров невелик.