1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №55 (1400) за 11.03.2003

В МИРОВОМ ТОРГОВОМ КЛУБЕ НАМ ОТСТАВЯТ РУБАШКУ, НО МАШИНУ -- ОТБЕРУТ

Уж скоро десять лет, как Украина заявила о намерении вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО). Президент и правительство наметили конкретный срок: 2004 год. На недавних переговорах в Женеве 21 из 23 представленных стран высказались за принятие нас в мировой торговый клуб. Одно смущает: лишь сейчас мы начали подсчитывать выгоды и потери от такого членства.

По мнению министра экономики Валерия Хорошковского, позитива больше, чем негатива. Доступ украинских товаров на новые рынки сбыта, сокращение числа изматывающих антидемпинговых расследований, мощный прирост иностранных инвестиций, наконец, снижение административного давления на отечественный бизнес со стороны своих бюрократов. Но, рассчитывая въехать "на белом коне" на внешние рынки, мы должны и свои ворота для импорта широко распахнуть. И вот здесь таится опасность, что заморские товары "задавят" отечественный ширпотреб.

Особенно "бідкаються" представители легкой промышленности: мол, народ резко переключится на заграничное, а наши сорочки -- что, пугалам раздавать? Минэкономики прикинуло, насколько вырастет завоз одежки-обувки из-за границы и сообщило успокоительную цифру: всего на 14%. Дескать, наш рынок защищен низкой покупательной способностью населения(!), коему и "домотканые" штаны часто не по карману, да и расходы на доставку слишком велики, чтобы Запад наводнил своими шмотками наши магазины. С сельхозпродукцией -- и того проще: до 2005 г. прирост импорта оной не превысит 8%. Еще не хватало, чтобы мы переключились с сала на бекон и с горилки на виски! Больше других могут пострадать производители мебели, игрушек, постельных принадлежностей -- иностранный завоз таких товаров вырастет на четверть. Но в целом ожидания довольно оптимистичные: до 2006 г. годовой экспорт должен вырасти с $21,2 млрд. до 23,9 млрд., а импорт -- с $17,4 до 20,5 млрд. То есть, во внешней торговле мы сохраним "плюс".

Чтобы найти поддержку у бизнес-кругов, Минэкономики будет популяризовать среди деловых людей идею вступления Украины в ВТО. Но уже сегодня ясно, что не везде найдет понимание и одобрение. Так, отечественные автомобилестроители опасаются, что не выдержат жесткой конкуренции с западными фирмами. Агентство УНИАН цитирует зампредседателя правления Запорожского автомобильного завода Николая Евдокименко, утверждающего, что для того, чтобы успешно конкурировать, компания должна ежегодно вводить в производство новую модель авто. А поскольку нам это не по силам, Украина повторит опыт Польши, "похоронившей" свой автобизнес: еще в 2000-м там производили и продавали 500 тыс. машин местной сборки, а в 2002-м -- всего 30 тыс.

Выходит, в ВТО нас пустят и в своей сорочке, а вот "Запорожец" -- отберут.