1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №57 (1402) за 13.03.2003

СУДНЫЙ ДЕНЬ ХОТЯТ ЗАБЫТЬ?

Хмурым холодным утром 13 марта 1961 года дул сильный ветер и шел мокрый снег. Сотрудники трамвайного депо им. Красина выполняли привычную для себя работу -- расчищали колеи от песка и грязи.

Дело в том, что район депо постоянно подтапливало: сюда стекала вода с холмов. Большую ее часть, даже без вмешательства Петровских кирпичных заводов, поставлял Бабий Яр. Но в этот раз лило, как из ведра. Движение застопорилось. Все произошло моментально: в 9 часов 40 минут в депо остановились часы...

-- За считанные минуты до трагедии нам посоветовали забрать из общежития детей, -- вспоминает 73-летний столяр депо Василий Орленко, очевидец тех ужасных событий. -- Тогда еще никто ничего не понимал, но уже чувствовалась какая-то напряженность. Вода с песком все прибывала. По дороге заметил водителя Надю, которая, спасаясь от наводнения, перелезала через забор, чтобы по лестнице забраться на крышу рядом стоящего ангара. Помню, я тогда еще чертыхнулся -- женщина-то беременная была. Помог ей, а потом побежал за четырехлетней дочуркой Людой, оставшейся в нашей комнате на первом этаже общежития. Заодно прихватил двухмесячную внучку своего коллеги. В этот момент услышал громоподобный звук, он быстро приближался. Только забрался с детьми на второй этаж, как здание сильно встряхнуло. От страха я закрыл глаза, потом открыл и увидел грязь... много грязи, похожей на густую серую сметану. Было очень тихо... Это страшнее, чем взрыв снаряда. В общежитии затопило первый этаж и разрушило переднюю стену. Наши жизни спас медпункт, который стоял как раз перед окнами -- он принял на себя основной удар селевой волны, и она ушла левее, неся обломки на жилые одноэтажные домики, находящиеся рядом с депо. Когда забирался по лестнице на крышу, пришлось взять пеленку с младенцем в зубы, чтобы одна рука была свободна.

Из досье "Сегодня". Работы по замыву Бабьего Яра пульпой, поступающей с Петровских кирпичных заводов, были начаты в 1950 году. За десять лет было намыто более 4 млн. куб. м. Общая площадь намыва -- около 1 кв. км, слой -- 30 метров. Одной из главных причин катастрофы стало несовершенство проекта, нарушение технических правил и условий эксплуатации. В частности, вместо бетонной дамбы соорудили земляную, несмотря на то что намыв выполнялся на высоте 40--60 м над уровнем района Куреневки. Пропускная способность дренажной системы составляла лишь 0,5 куб. м/сек, при норме для инженерного сооружения первой категории сложности 13,4 куб. м/сек.

Уже за несколько дней до катастрофы вода, просачивающаяся сквозь дамбу, заливала автотрассу, но этому не уделяли должного внимания. Есть свидетельства, что тогдашнего председателя исполкома Киевсовета Алексея Давыдова неоднократно предупреждали о возможности прорыва. Но "сеятелей паники" он попросту выставлял за дверь. До последних минут, когда размыло значительную часть дамбы и вода начала стремительно двигаться вниз, Петровские заводы продолжали нагнетать пульпу в Яр. Поговаривают, что, узнав о случившемся, Давыдов вмиг поседел и умер вовсе не от старости, а застрелился, не выдержав мук совести.

Несколько позже, разгребая бульдозерами серую массу, работники депо увидели, что двухэтажное админздание как-будто лезвием срезано -- остался лишь кафельный пол. Находящихся в нем людей потом находили в ремонтных ямах... Василию Никитичу поручили найти начальника маршрута Капитоненко. Откопал его только через две недели... по частям -- опознал по клетчатому плащу.

-- Сколько тогда людей погибло, -- вздыхает Орленко. -- Но времени не было на раздумья. Оставшиеся в живых забыли, что такое режим работы. Неделями не бывали дома. На подмогу к нам пришли работники обувной фабрики. Помню, рядом с нашим общежитием нашли бабушку с клунками в обеих руках. Ее, видимо, подхватила волна, когда она убегала... Надя, которой я помог перелезть через забор, тоже погибла...

Из досье "Сегодня". 14-метровый селевый вал несся со скоростью 5 м/сек, по пути сметая дома и деревья, людей и животных, транспорт и столбы. Чудом уцелела Кириловская церковь. В районе ул. Фрунзе высота вала уменьшилась вдвое, на территории депо она в некоторых местах достигала трех метров. После этого пульпа расползалась еще часа два, постепенно застывая. Под ней оказались погребенными 30 гектаров Куреневки. Раненых принимала больница им. Павлова и мобильный пункт Красного Креста, открытый с противоположной стороны дороги. Многим врезалось в память, как из массы расползшегося болота военные амфибии вылавливали тела взрослых и детей и складировали прямо возле дороги. Власти тогда не разрешали хоронить их в одном месте, чтобы скрыть истинное количество погибших.

Депо, как и всю Куреневку, восстанавливали ударными темпами, так что трамваи, разбросанные на время по другим паркам, зимовали уже в новом ангаре. Спешка сказалась на качестве работ -- сегодня депо нуждается в капремонте. Но это почему-то проходит мимо внимания городских властей. Как, впрочем, и сам факт гибели почти двух тысяч киевлян. Складывается впечатление, что, как и раньше, о куреневской трагедии попросту хотят забыть. До сих пор в столице нет памятника ее жертвам, если, конечно, не учитывать обелиск, установленный два года назад возле депо силами его сотрудников. На нем высечены имена всех пятидесяти погибших водителей, кондукторов, бухгалтеров. А в этом году прямо на проходной Василий Орленко соорудил крошечную комнатку-часовенку, которую должны как раз сегодня освятить при поддержке районного руководства. Одновременно здесь смогут помолиться от силы человек десять. Почему бы не построить более вместительную часовню вне стен депо? Киевлянам нужно место, где бы они могли почтить память погибших родственников. Об этом свидетельствует хотя бы тот факт, что из года в год 13 марта они оставляют цветы у стен депо или какого-нибудь дома, на месте которого стояла унесенная течением одноэтажная хатка...