1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №60 (1405) за 17.03.2003

ТИПИЧНЫЙ ГЕНИЙ НЕ БОИТСЯ БЫТЬ БЕЛОЙ ВОРОНОЙ

Недавно подруга рассказала мне об одном трехлетнем мальчике. По ее словам, этот малыш -- самый настоящий вундеркинд. Он прекрасно говорит, может свободно рассуждать на любые темы, поражая окружающих "взрослостью" своих суждений. Ребенок уже умеет хорошо читать и немного писать. Все считают, что он очень одарен, и не перестают восхищаться его интеллектом. Родители мальчика, конечно, тоже высоко оценивают его способности, но при этом считают, что с возрастом у него все это пройдет, и мальчик станет таким же, как все.

ИНТЕЛЛЕКТ РЕБЕНКА ЗАВИСИТ ОТ МАТЕРИ

К сожалению, очень часто так и бывает: дети-гении со временем превращаются в самых заурядных взрослых. Но случается и так, что талант ребенка развивается и растет вместе с ним. Чем отличаются гении от обычных людей? Этот вопрос всегда интересовал не только родителей, но и ученых. На сегодняшний день разработано немало теорий, объясняющих, в чем отличие гениев от других людей. В чем-то они различны, но во всех можно выделить нечто общее.

Наследственность, по мнению ученых, -- важнейшая составляющая умственных способностей ребенка. Обнаруживается прямая зависимость: чем умнее родители, тем выше уровень интеллекта (IQ) их детей. Хотя, как показывают наблюдения, интеллект рода стремится к некоей средней величине. Например, родительский коэффициент равен 140, у детей же он несколько ниже, примерно 127. Есть и другая любопытная деталь: дети от слабоумных матерей (IQ -- 66) чаще всего имеют нормальные умственные способности -- их IQ равен 100--115 единицам. Статистика свидетельствует, что интеллект ребенка в большей степени зависит от умственных способностей матери, нежели отца.

Вот самый, пожалуй, типичный портрет гения. Его отличает чрезвычайная открытость ко всему новому, необычному. Он весьма чувствителен к красоте, тонко отличает подлинное от имитаций и подделок. Он не боится быть белой вороной и выскочкой, не подстраивается под большинство. Он всегда оригинален, высказывает нестандартные мысли, совершает такие же поступки и находит необычные решения существующих проблем. Он обычно очень сильная личность и не боится трудностей.

ВСЕ ДЕТИ ТАЛАНТЛИВЫ

Разумеется, гением надо родиться. Но способности можно взрастить и воспитанием. Если с самого раннего детства родители создают благоприятные условия для проявления тех или иных качеств, дети имеют шанс оставить след в истории. Когда говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милль знал в этом возрасте латынь и цитировал Вергилия, большинство реагирует словами: "Ну, это же гении!" Однако даже из гениально одаренных Моцарта и Милля отцы прямо-таки фанатично лепили выдающихся личностей.

Можно ли сказать что-то об умственных способностях только что родившегося ребенка? Как показали исследования, в принципе такой прогноз возможен. По внешнему виду новорожденного опытный педиатр может определить, насколько умным будет только что появившейся на свет человек. Например, будущие интеллектуалы начинают раньше улыбаться (известны случаи появления улыбки у двух-, трехдневных младенцев). Такие дети меньше спят, раньше сверстников начинают говорить. Уровень интеллекта не зависит от пола. Как правило, младшие дети умнее. Коперник, Ньютон, Дарвин, Менделеев, Фрейд -- яркое тому подтверждение.

Психологи считают, что все дети талантливы, все они чем-то одарены. Не бывает неспособных детей, бывают только те, чьи способности еще не раскрылись. И могут так и не раскрыться, если им не помочь, ведь всем известно, что живут на свете взрослые люди, которые так и не нашли себя, не определили, в какой области лежат их способности. Поэтому, исходя из всего вышесказанного, долг всех родителей относиться к детям как потенциальным талантам и гениям, обеспечивая возможность полноценного развития их способностей.