1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №61 (1406) за 18.03.2003

ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БЮРОКРАТА

Некоторые наши граждане наивно полагают: стоит им указать, а тем паче написать что-нибудь обличающее на своего обидчика, начиная от слесаря жэка и заканчивая чуть ли не Президентом -- и виновный тут же устыдится и с извинениями кинется устранять недоработки. Увы, увы... Бороться за справедливость порой надо долго, а главное -- грамотно. Чтобы лучше понять, как это делать, взглянем на написанную вами жалобу глазами человека, который ее будет читать.

О том, что любая "телега" должна быть облечена в письменную форму, упомянуто не случайно. Потому что первая из "Десяти заповедей бюрократа" гласит: "Нет бумаги -- нет и жалобы". Вы можете сколь угодно долго терзать телефонный аппарат и обивать пороги учреждений, сотрясать воздух словами негодования, но результата не добьетесь. Исключения бывают редко, ибо такие реликты, как чиновник-филантроп, в этой среде не выживают.

Следующий способ избавиться от поступившей жалобы, даже письменной, вполне легитимен, коль в ней не указан адрес и (или) ФИО правдолюбца. В этом случае по закону есть все основания отправить ее в корзину.

А если имярек наличествует, но заниматься муторным делом не хочется? Самое простое: "Положу-ка я эту бумажку под сукно!" Ведь пришло письмо в простом конверте, без уведомления о вручении. Пусть жалобщик побегает, дабы доказать, что он к нам обращался.

А окажется настырным -- выкрутимся. Для этого есть правило четвертое: затерялась, мол, ваша бумага, извините. Не могли бы вы, уважаемый, еще раз все изложить, да поподробнее? Глядишь, товарищ и "обломается" сочинять все по новой.

Правило пятое, по которому опытный чинуша работает с теми, кто подстраховался и зафиксировал момент вручения "телеги" отметкой на ее втором экземпляре или почтовым уведомлением о вручении. Его можно назвать "принципом спихотехники". Заявителю направляют ответ: вы, дескать, обратились не по адресу, но мы по доброте душевной переправили ваше письмо в нужную организацию. Проиллюстрируем примером из личной переписки автора с Министерством "справедливости" (или, по латыни, -- юстиции). В ответ на просьбу разъяснить одну из статей Закона Украины "О метрологии и метрологической деятельности", что несомненно, входит в компетенцию Минюста, мне ответили: "...надсилається за належністю лист гр. Панченка О. В. щодо встановлення в квартирах вимірювальних приладів (?! -- Авт.) -- угадайте куда? В... Госкомстандарт, с которым у меня шли разборки по поводу толкования упомянутого закона!

"Ах, ты еще не успокоился?!" Для таких существует "заповедь № 6", называется -- "запустить дурочку", попросту говоря, отписку. При этом желательно процитировать Конституцию и пару общих фраз из подходящего к данному случаю закона.

Если сей вариант не проходит -- ну что же, чиновнику, на которого руководством "расписана" жалоба, придется потрудиться. "Дурочка" становится многостраничной, в ней ссылаются на кучу законов и подзаконных актов, однако суть ее остается прежней: всё "взагалі".

Заповедь восьмая: "Держать и не пущать!" В нашем законодательстве почти на каждый документ, упоминаемый жалобщиком, обязательно найдется другой, пусть ведомственный, пусть противоречащий вышестоящему закону, но действующий. А значит, используя его, можно обоснованно отказать. Пример: один из наших читателей просит "Киевэнерго" заключить с ним индивидуальный договор на теплоснабжение. Дескать, вердикт, сие запрещающий, отменен. А ему в ответ: зато действуют другие -- такой-то и такой-то. А то, что они противоречат постановлению Кабмина №1497 и, следовательно, также подлежат отмене, надо еще доказать в суде. Чиновники тем временем утвердят новую "рогатку" на пути правдоискателя.

Заповедь девятая: "Да, он сукин сын, но это -- наш сукин сын!" Честь мундира -- превыше всего. Даже, если виновного следует наказать, делать это надо в самой мягкой форме. Но, коль в обращении гражданина нет "железных" аргументов, что с ним поступили неправомерно: вступивших в законную силу решений суда, справок типа "я -- не верблюд" и тому подобное, а необходима какая-то проверка его заявления, изложенные в нем факты, как правило, "не підтверджуються".

И, наконец, заповедь последняя: "Достал!" Ее применяют, когда становится понятным: увы, деваться некуда, придется таки выполнить Закон Украины "Об обращениях граждан". Но чтобы добиться столь счастливого разрешения дела, жалобщику желательно стать Господом Богом. Или, по крайней мере, временно исполняющим Его обязанности.

Вместо P. S. Скромно замечу: нужный мне ответ от Министерства "справедливости" я таки получил... Через девять месяцев.