1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №62 (1407) за 19.03.2003

ЩЕКИ МОТОГОНЩИКОВ РАЗДУВАЮТСЯ, КАК ПАРУСА

Стоя на высоте четырех метров над уровнем земли на шаткой металлической конструкции, чувствуешь себя не очень уверенно. А когда эту конструкцию начинает трясти, сердце и вовсе уходит в пятки. Спрашивается, чего ради туда лезть? Думаю, многие киевляне, побывавшие на аттракционе "Вертикаль", согласятся: давненько они не получали такого кайфа.

Уже лет пятнадцать столица не видела фигурно-акробатической езды на мотоцикле по вертикальной стене. Встречались, бывало, в залетных импортных аттракционах шары, внутри которых, как белки в колесе, крутились мотоциклисты. Но эффект -- не тот: шары смотрятся только под куполом цирка, освещенного софитами. Причем зрителю приходится довольствоваться ролью постороннего наблюдателя. В "бочке" же, установленной возле станции метро "Левобережная", он как бы является участником происходящего внутри действа. Кажется, что гонщик вот-вот вылетит за края стенки, а ты вместе с ним. Десять минут бешеной тряски и оглушительного рева мотора -- и чувствуешь себя героем, словно сам выписывал зигзаги параллельно полу.

После представления вопрос, обращенный к вертикальщикам, сорвался сам собой: "Не жутко ли?" 23-летний Евгений Сидоров лишь улыбнулся, а его наставник, 52-летний Леонид Бухин, пожал плечами: "Было бы страшно, не ездил бы". В этом, пожалуй, и кроется секрет вертикального трюкачества: чтобы забраться на стенку, вначале нужно преодолеть страх. Это дано далеко не каждому. Были у Леонида Михайловича ученики, неоднократно завоевывавшие титулы чемпионов СССР по мотокроссу. Однако перед стеной пасовали. И вообще, опыт в вождении мотоцикла ничего не значит. Например, Женя сел за руль полгода назад (до этого занимался хоккеем), а наставник в парном выступлении уже не боится пускать его к себе в "хвост" (высшая степень доверия). Конечно же, парню пришлось попотеть, выдерживая ежедневные тренировки по 3--4 часа. А вот его учителю, чтобы восстановиться после многолетнего перерыва, понадобилось всего пару недель.

Все началось, когда Бухину было тоже 23 года. Оставив спортивный клуб армии, он устроился механиком у своих друзей, братьев Плютовых, которые в середине 70-х выступали в Киеве на "Вертикали". Решил попробовать сам -- получилось. И пошло-поехало: гастролировал с цирковыми труппами, работал в парках. В 86-ом обосновался с аттракционом возле ст. м. "Левобережная". Когда грянул Чернобыль, переехали с напарником в Кишинев. Но очень скоро из-за финансовых трудностей Леониду пришлось вернуться домой ни с чем -- аттракцион, увы, принадлежал не ему. Дальше -- развал Союза, спортивной системы. "Вертикали" устарели, новые строить было некому. Пришлось бывшему начальнику мотокоманды работать водителем у депутатов. Но к пятидесяти годам надоело. Как раз подоспел "добрый дядюшка" из Америки, вернее друг юности, который и предложил помощь в возрождении аттракциона. Сейчас, пожалуй, он единственный в Украине.

Современная конструкция надежнее -- сосновые доски надеты на металлический каркас. Прежние "бочки" были полностью деревянными, и во время представления зрительские мостики ходуном ходили, отклоняясь от оси на 30--40 см. Представляю, как зрителей "колбасило"! А как чувствовали себя гонщики? Вибрация не была помехой -- их так "вжимало" в стену, что тело становилось в пять раз тяжелее. И сейчас только со стороны кажется, что ездить, расправив "крылья", легко. При скорости каких-нибудь 60--80 км/ч в "бочке" 8-метрового диаметра такой вихрь закручивается, что щеки у вертикальщиков раздуваются, как паруса.

В планах Леонида Бухина -- возродить былые трюки: сидя на мотоцикле боком, задом наперед и даже стоя. Еще хотят найти отважную девушку, которая бы внесла в представления изюминку. Сейчас, кстати, Бухин обучает и своего механика. Желающих стать вертикальщиками среди представителей мужского пола предостаточно. Но Леонид Михайлович открыл маленький секрет: "Вертикали" изначально были чем-то вроде семейного бизнеса. Отец учил сына, брат -- брата, с посторонними делились мастерством неохотно. Да и найти прилежного ученика не так-то просто. Малейшее непослушание -- и травма обеспечена. А страховки никакой. Федерация мотоспорта Украины, под эгидой которой работает обновленная "Вертикаль", и без того "еле дышит", чтобы выплачивать еще "инвалидные". Но не будем о грустном. Главное, что в городе появилось доступное место, где подрастающее поколение мальчишек и девчонок может брать пример с представителей этой по-истине мужественной профессии.

P.S. Кстати, мотоспорт в том виде, в каком он есть в Киеве, сохранился благодаря самим спортсменам. Если бы не папины деньги, юные мотоциклисты вряд ли оттачивали свое мастерство на пустыре в районе Корчеватого, недалеко от авторынка. Отрадно то, что в ноябре прошлого года город наконец-то выделил участок земли в Пирогово для проведения официальных соревнований. На осень там уже запланирован целый чемпионат мира по мотокроссу.