Выпуск газеты Сегодня №62 (1407) за 19.03.2003
"ИГРАТЬ НУЖНО НА ТЕХ ИНСТРУМЕНТАХ, КОТОРЫЕ ПОСЫЛАЕТ СУДЬБА"
Впервые Рихтер выступил в Киеве в 1945 году, после окончания консерватории. А последний раз -- в 1986-м. Он не выносил поездов и всегда ездил по Украине в автомобиле: любил остановиться где-нибудь в красивом месте -- сфотографироваться у какой-нибудь церквушки или часовенки.
СЛОВО РИХТЕРА
"...Я родился в Житомире. Мой отец был чистый немец. Он учился в Вене как пианист и композитор. Папа прожил в Вене 22 года. Мама моя -- русская, Москалева, отец ее был помещиком, и мама стала ученицей отца, когда летом он приезжал в Житомир. Папа был очень талантливый пианист. После окончания консерватории в Вене он приехал в Житомир, женился, и ему предложили место в Одесской консерватории. Я в этот момент заболел тифом и меня нельзя было везти в Одессу. Я остался в Житомире у тети Мери и увидел маму только через четыре года. Моя мама была весьма блестящая дама, очень светская, даже слишком, с тех пор я не люблю светскость... Лет в 8--9 я начал играть. Никогда не играл гаммы, никогда -- сразу начал учить первый ноктюрн Шопена... Папа был в ужасе, а мама говорила: пусть занимается, как хочет, и я играл все, что хотел: "Тангейзера", "Лоэнгрина"...
Всякий раз, проезжая через Житомир, Рихтер пару часов гулял по городу. И показывал сопровождавшей его в поездках по Украине Ольге Ивановне Фроловой (художественному руководителю Колонного зала Национальной филармонии) места своего детства. Его дед по матери был предводителем местного дворянства -- конечно, его "раскулачили" в 27--28 годах. Святослав Теофилович показывал: "... Вот дом, где я родился, а напротив -- дом моего деда, где я вырос. Я сидел как-то на подоконнике и смотрел, как оттуда выносят мебель, рояль, все имущество..." Однажды, подъезжая к городу, Святослав Теофилович сказал: "У меня такое чувство, что моего дома уже нет". Когда машина подъехала, около его дома стоял бульдозер... В тот раз Рихтер впервые за долгие годы уехал в Москву поездом.
Одесситы до сих пор рассказывают истории о Теофиле Карловиче Рихтере, который преподавал в консерватории гармонию и историю музыки. Студенты ходили на занятия к нему домой, корпели над задачами по гармонии, а подросток-Светик приходил и говорил: "А я уже все решил!"
СЛОВО РИХТЕРА
"У меня была страшная тяга к театру, и в 15 лет я начал аккомпанировать в сборных концертах, ездил по клубам, стал зарабатывать, однажды заработал даже мешок картошки. Три года проработал во дворце моряков, а потом меня взяли в оперу. На опере я воспитался. Сначала был репетитором балета. Тогда в Одессе был хороший театр. Ставили "Турандот", а я хотел дирижировать "Раймондой"...
Когда знаменитый пианист и педагог Генрих Нейгауз приехал в Одессу принимать госэкзамены в консерватории, его попросили послушать юного концертмейстера оперного театра". -- "Нет, не сегодня: буду я еще концертмейстеров прослушивать!" -- возмутился Нейгауз. Но его все же уговорили. И через 15 минут после того, как Рихтер стал играть, профессор сказал: "Это -- гений!" И забрал его к себе в Москву. Это был ужасный год в жизни Святослава Теофиловича: его отца расстреляли в Одессе, а мама уехала в Германию с другим человеком. Он отправился в Москву, как был -- без вещей и без денег. Нейгауз к нему очень хорошо относился, и Рихтер жил у него. Иногда ему и под роялем приходилось спать, а иногда -- и на вокзале ночевать...
...В 80-м году Рихтера встречал на венгерской границе с Украиной новый директор львовской филармонии. В машине Святослав Теофилович обычно отдыхал. Получив подробные инструкции, как себя вести с мировой знаменитостью, неопытный директор филармонии сделал все с точностью до наоборот. Во-первых, Рихтеру пришлось его ждать на вокзале, во-вторых, приехав с каким-то приятелем (оба -- хорошо подшофе), товарищ всю дорогу терзал музыканта разными вопросами. Во Львове Святослав Теофилович бросился к Ольге Ивановне со словами: "Вы не представляете, что мне пришлось пережить за эту дорогу!.." Это была абсолютно незащищенная и гениальная личность.
Несколько лет Рихтер не выступал в Киеве -- после того, как однажды обиделся на тогдашнего директора филармонии. Человек, о котором теперь вспоминают только благодаря этому эпизоду в жизни великого Рихтера, позволил себе сделать замечание в его адрес. Святослав Теофилович облюбовал рояль "миньон" в его кабинете, и этот "товарищ" ему сказал, что репетировать надо не в кабинете директора. Рихтер ничего не ответил, сыграл концерт, но после этого отказывался от всех приглашений выступить в киевской филармонии. "Когда покойный Борис Шарварко задумал провести фестиваль "Киевская весна", он спросил, что бы такое сделать, чтобы мероприятие имело хороший резонанс, -- рассказывает Ольга Ивановна. -- Я ответила: "Пригласите Рихтера. Но сначала напишите ему письмо с извинениями от имени министра культуры". Я написала текст, министр подписал, и Борис Георгиевич пригласил Рихтера. Он играл тогда в Октябрьском дворце с оркестром Рудольфа Баршая. Шарварко поручил мне узнать, что бы Святослав Теофилович хотел получить в подарок". Оказалось, что Рихтеру очень нравились ноты издательства "Музична Україна" карманного формата. Я пошла в магазин на Крещатике и попросила, чтобы мне достали хотя бы какие-нибудь ноты. И мы подарили Рихтеру Сонаты Гайдна, Прелюдии и фуги Шостаковича, а еще -- красивый альбом "София Киевская"...
А сам Святослав Теофилович никогда не покупал сувениров, он даже не ходил по магазинам, и денег у него с собой никогда не было. А зачем? Проезд и проживание оплачены, обеды и ужины заказаны... Он приезжал с удостоверением "Союзконцерта", где было написано, что его ставка -- 400 рублей. Никаких денег ему не выдавали, только ставили отметку: "Концерт состоялся". А гонорар получала в Москве его жена, Нина Дорлиак. Как-то ему понравилась какая-то марка в киоске, и я ему ее купила..."
Со своей женой, певицей Ниной Львовной Дорлиак, Рихтер познакомился в середине 40-х годов. Она предложила Рихтеру жить в ее квартире. "У меня квартиры не было, -- вспоминал Святослав Теофилович, -- и в 1946 году я переехал к Нине Львовне. Квартира была коммунальная, много соседей, но, как говорила Нина Дорлиак, "он был неприхотливый: у Нейгаузов спал под роялем..." Он был благодарен всем, кто сделал ему добро. Нина Львовна стала его женой, а впоследствии -- импресарио, вела все его дела.
Рихтер как-то сказал: "Нужно играть на тех инструментах, которые нам посылает судьба". Ходили слухи, что во время своих легендарных гастролей по всей территории СССР -- от Москвы до Дальнего Востока и обратно -- он возил с собой инструмент. Боже сохрани! Рихтер мог играть на любом пианино. Во время этого своего фантастического марафона он поставил одно условие: никаких больших городов и залов. Только самые маленькие залы. Он прислал открытку из города Набережные Челны и написал, что нигде и никогда не был так счастлив так, как когда играл на пианино в рыбачьем поселке: "Эти люди и это море цветов -- неизвестно, где они их взяли!" Он играл в музыкальных школах, домах культуры, доехал до порта Находка.
Перед его выступлениями у входа в концертный зал нужно было ставить оцепление: однажды публика, которая рвалась на его концерт, смяла ограждение... Фанаты лезли в филармонию через окна первого этажа. В Колонном зале обычно открывали все окна, и люди, стоя на улице, слушали Рихтера.
А в августе 1997-го страна даже не заметила его ухода из жизни: людей намного больше волновало состояние здоровья всенародного любимца Юрия Никулина...