Выпуск газеты Сегодня №65 (1410) за 22.03.2003
АВИАНОСЕЦ "КИЕВ" СОБИРАЕТСЯ ЗАВОЕВАТЬ КИТАЙ
Оба только что вернулись из КНР, где ударными темпами создается "Центр славянской культуры", ядром которого должен стать бывший советский военный корабль, а одной из центральных экспозиций -- украинская.
Как оказалось, еще в конце минувшего года Юрий Шалыт занимал высокую должность в украинских Вооруженных Силах. Спустя буквально несколько дней после увольнения в запас на него вышел Линь Хэнси, фирма которого участвует в строительстве "Центра славянской культуры" и предложил заняться столь необычным делом.
-- Г-н Линь, почему именно украинскому адмиралу доверено командование авианосцем?
-- Корабль носит имя "Киев" и менять его мы не собираемся. Поэтому, я полагаю, будет правильно, если его команду возглавит опытный украинский, как у вас говорят, "морской волк".
-- Юрий Владимирович, а вас что побудило согласиться на столь экзотическое предложение?
-- Я подумал: почему бы и нет? Прежде всего, это работа на воде, для меня -- родная стихия. Я ведь от лейтенанта до контр-адмирала прослужил на корабле. Да, далеко от Родины, необычно -- зато интересно. Не последнюю роль сыграло и чувство патриотизма, возможность помочь, чтобы Украину лучше узнали в этой части мира.
-- Что сейчас о ней известно в Китае?
-- К сожалению, практически ничего. Вы удивитесь, но ее иногда путают... с Голландией. Дело в том, что китайцы называют нашу страну "Укхэлань". И когда на вопрос: "Откуда вы?" -- отвечаешь: "Укхэлань", кое-кто из местных после небольшого замешательства, произносит: "А-а, понятно", хотя по глазам видно, что человек впервые слышит это название. Некоторые, подумав, уточняют: "Советский Союз?" Порой переспрашивают: "Хэлань (Голландия)?" Поэтому создание "Центра славянской культуры" поможет им лучше познакомиться с нашей страной.
СПРАВКА "СЕГОДНЯ"
Авианосец "Киев" построен в 1970 г., на вооружении Военно-Морского флота СССР, а затем -- РФ состоял с 1975 по 1996 г. Водоизмещение -- 40,5 тыс. т, длина -- 273 м, ширина -- 52,8 м, осадка -- 21 м, имеет 17 палуб. На вооружении состоял 31 самолет Як-38 с вертикальным взлетом и другое оружие.
Вспомним историю. Во времена СССР утверждалось, что авианосцев у нас нет, ибо этот наступательный вид вооружений не вписывался оборонительную доктрину страны. Поэтому их называли "авианесущими крейсерами". Таковых было построено около десятка. Два из них: "Киев" -- головной в серии -- и "Минск", после развала Союза были куплены китайскими фирмами для переоборудования под экскурсионно-туристические корабли. "Минск" сейчас находится на крайнем юге КНР, а "Киев" стоит на якоре в заливе Бохай в северо-западной части Желтого моря. Здесь расположен третий в Китае по числу населения (9 млн. чел.) город Тяньцзин. На берегу залива Бохай, в свободной экономической зоне Ханьгу, через три года будет завершено строительство Тяньцзиньского международного морского центра развлечений. Он раскинется на 70 кв. км суши и двух кв. км -- моря. А Китайский центр славянской культуры станет его частью, заняв три гектара берега плюс бывший боевой корабль.
Под впечатлением от услышанного я попробовал немного заглянуть в будущее. И вот что получилось. Тяньцзинь находится не так уж далеко от Пекина, приблизительно, как Чернигов от Киева. Скоростная электричка преодолеет это расстояние за час-полтора. Это -- существенный плюс, ибо посмотреть на авианосец, а значит, познакомиться с историей и культурой Украины, смогут не только тяньцзиньцы, но и пекинцы, и жители других регионов Китайской Народной Республики, приехавшие в столицу, а также туристы из стран Юго-Восточной Азии. Причем случится это менее чем через полгода: если строительство всего комплекса должно закончиться в 2006 г., то "Киев" примет первых экскурсантов уже 9 сентября.
Не сомневаюсь, что дату открытия переносить не придется. Ибо, по словам Ю. Шалыта, темпы работ -- впечатляющие, а дисциплина -- строжайшая. Так, к примеру, когда он приехал осмотреть авианосец, огромный полукруглый мол, отгораживающий бухту от моря, существовал только в проекте. А когда уезжал -- сооружение уже было воплощено в бетоне. На судне также идут ремонтные работы. К сентябрю здесь будет не только музей советского Военно-Морского флота (все-таки авианосец!), но и центр украинского искусства: музыка, живопись, хореография. А кроме пищи духовной -- и ресторан с украинской кухней, где жители Поднебесной смогут отведать борщ, вареники и прочие изыски нашей кулинарии, включая, конечно, и "горілку". Готовить все это будут украинские повара. Рядом расположатся залы, посвященные российской, белорусской, польской, чешской и другим славянским культурам.
Некоторые читатели могут сказать: да, приятно, что в Китае заинтересовались нашей культурой, но какая от этого польза украинцам? Конечно, за исключением тех нескольких десятков, которые войдут в команду адмирала Шалыта... Отвечу: самая прямая. В последние годы между Украиной и Китаем сложились хорошие отношения, Президент Л. Кучма собирается вновь посетить эту страну. А вот товарооборот между нашими странами мог быть гораздо выше, если бы в КНР больше знали об Украине. Дальнейшее легко можете домыслить сами.
КСТАТИ
И ЧЕГО ОНИ НАС ТАК "ОБЗЫВАЮТ"?
Переводчик с китайского Надежда Сыромятникова разъяснила нам, чем вызвано столь существенное отличие в произношении собственных имен между китайским и другими языками. Дело в том, что наши названия изменяются в соответствии с китайской транскрипцией до неузнаваемости. Как известно, вместо букв они используют иероглифы, а язык имеет всего 400 слогов, что вынуждает китайцев записывать иностранные названия и фамилии по-своему. К примеру, Киев звучит как "Цзифу", Волга -- "Фуэрця", Швеция -- "Жуйдянь", Голландия -- "Хэлань", а Украина -- "Укхэлань".
Кстати, о Нидерландах жители Поднебесной знают не немного больше, чем об Украине. Пока для них Европа -- все равно, что для нас Африка. Согласитесь, далеко не каждый украинец назовет все африканские государства и их столицы. А Китай на их родном языке звучит как "Чжунго" -- Срединное государство.