1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №66 (1411) за 24.03.2003

150 ЛЕТ НАЗАД С ПАГАНИНИ БЫЛО СНЯТО ПРОКЛЯТИЕ ЦЕРКВИ

В его руках скрипка становилась живым существом, которое плакало, смеялось, подражало звериным крикам. Публика, шокированная нечеловеческим мастерством, объясняла его сговором с дьяволом. Многие "припоминали", как на концерте вокруг музыканта плясал черный силуэт с рогами и хвостом. Благодаря странной внешности, запутанной судьбе и крутому нраву Паганини, эти вымыслы принимались за "чистую монету". Окружающие сторонились его. А в последние минуты жизни от музыканта отвернулась даже церковь.

СТОЛБ ОГНЯ И ПЛАМЕНИ

Дата рождения Паганини точно не известна: то ли 1782, то ли 1784 год. Путаница и с остальным. Внешностью, например. Одни видели в нем мужчину демонической красоты. Других ужасала мертвецкая бледность его лица. Гете сравнил музыканта со "столбом огня и пламени" из-за горящих глаз и бешеного темперамента.

А вот как описал музыканта его врач. В 50 лет Никколо был среднего роста, худым, беззубым, с орлиным носом, торчащими ушами (левым слышал лучше правого), слишком тонкой шеей, крупной головой, черной шевелюрой, непропорционально длинными руками, а его левое плечо на 6 дюймов превышало правое. Он имел "букет" хворей: туберкулез, сифилис, простата, болезнь горла. В последующие 6 лет (по другой версии -- 8) он постепенно лишался голоса и рассудка. Уже не было сил держать в руках скрипку.

ПЕРЕУЛОК ЧЕРНОЙ КОШКИ

Бабка-повитуха, спешившая на окраину Генуи принимать роды у Терезы Паганини, перед ее домом, в переулке Черной Кошки, споткнулась и упала, упомянув тысячу чертей. Сатана прикипел к новорожденному Никколо.

Его отец Антонио, мелкий торговец, все заработанное проигрывал в карты. После каждой неудачи сильно пил, затем играл на мандолине или скрипке. Жена и дети по его приказанию подпевали и танцевали. Музыка была такой же страстью отца-деспота, как и карты. Но ни в том, ни в другом он не достиг совершенства. Заметив, что эту любовь унаследовал самый хилый и уродливый из пяти отпрысков Никколо, Паганини-старший решил, что мальчишка восполнит ему то, чем обделила судьба.

"Каналья, ты выиграешь на скрипке проигранное мною в карты", -- гаркнул пьяный Антонио, вручая перепуганному 4-летнему мальчику инструмент. И велел сыну целыми днями разучивать упражнения, жестоко избивая за ошибки и запирая в чулан для продолжения занятий.

Мать могла заступиться за малыша только молитвами. Однажды во сне к ней явился ангел и предсказал, что в будущем сын станет великим скрипачом.

И ЗАЗВЕНЕЛИ МОНЕТЫ...

Странно, но скрипка, лишившая Никколо детства, не стала ему ненавистной. К 6 годам он извлекал из нее благозвучные мелодии.

"Неплохо!" -- воскликнул однажды папаша и вывел сынишку на улицу. На худенького ребенка со скрипкой прохожие сразу обратили внимание -- такой вдохновенной игры они еще не слышали. В лежащей рядом шапке звенели монеты. Антонио расчувствовался от успехов сына и заработанные им деньги пожертвовал на уроки у маститых скрипачей.

Пару лет с ним занимался капельмейстер Генуэзского собора Сан-Лоренцо Джакомо Коста, который вскоре признался, что больше ничему не сможет научить. По той же причине отказали и другие знаменитости. Никколо занимался сам, вкалывая уже без подстегивания отца по 12--14 часов в день.

В 10 лет мальчика пригласили играть в церкви. На мессы приходили иногородние. Но вскоре двери храма перед Паганини закрылись -- слишком живой была музыка и отвлекала от молитвы.

Юного Паганини звали в другие города -- Неаполь, Парму, Флоренцию, где он покорял переполненные залы. После одного из выступлений ему подарили скрипку работы знаменитого мастера.

Из досье "Сегодня" Скрипка "родилась" в XVI веке в итальянской провинции Ломбардия в результате усовершенствования Андреа Амати старинного инструмента виолы. Его последователями были Гварнери и Страдивари. До сих пор остается загадкой, какие породы деревьев и состав лака они использовали. Поэтому скрипки, созданные этой троицей, до сих пор считаются самыми лучшими и стоят баснословных денег. Например, инструмент Гварнери "тянет" на $2--4 миллиона.

КАРТЫ, ВДОВА И ДВЕ РОЗЫ

1800 год принес Паганини свободу: он уехал в город Лукку играть в оркестре, избавившись от деспотизма отца. Вскоре напомнили о себе гены -- он стал заядлым картежником. Однажды ради спасения репутации чуть не продал скрипку. Но сразившись еще раз, выиграл нужную сумму. Тогда с картами и завязал. Однако появилось новое увлечение -- миловидная вдовушка Анджела (лет на пять старше), которая играла на гитаре и выращивала виноград. Никколо, перебравшись в ее имение в Тоскане, тоже освоил гитару и садоводство. Лишь через несколько лет наступило прозрение -- музыкант покинул дом вдовы.

Власть в Италии перешла к Наполеону. Во всех городах правили его люди. Город Лукка достался старшей сестре Бонапарта Марианне-Элизе Бачокки, прозванной Белой Розой. Услышав о необычном скрипаче, она пригласила его в свой оркестр. Муж Марианны брал у Никколо уроки музыки, а сама дама сделала его своим... любовником. Однако тайные встречи на виллах быстро надоели Паганини, и он уехал под предлогом концертного турне.

Вскоре судьба свела его и с младшей сестрой Бонапарта Паолиной, тоже замужней и имевшей прозвище Красная Роза. Она властвовала в Турине. Недолгая связь с Паолиной чуть не переросла в скандальную историю. Удрав от взбешенного мужа любовницы, скрипач опять сходится с Белой Розой, которая простила ему измену после сочинения сонаты для одной струны "Наполеон". Но и от нее он сбежал.

ДЕВЯТЬ ДНЕЙ ТЮРЬМЫ

Объездив с концертами всю Италию, Николло отправился покорять другие европейские страны. Конкуренты, "учуяв" серьезного соперника, пытались запятнать репутацию Паганини. Они акцентировали внимание на использовании им трюков, что не к лицу серьезному музыканту. О Паганини появлялись разгромные статьи в прессе. Его имя "потрепал" и Стендаль в книге "Жизнь Россини", использовав сплетни. Скрипач даже затеял против писателя судебную тяжбу, но до конца так и не довел. А того, что рвались струны, гасли свечи и падали партитуры на концертах отнюдь не случайно, он не отрицал. Признавался также, что прихрамывал на сцене, резко обрывал музыку на середине звука и подражал крикам животных, чтобы завлечь на концерты побольше народу. Кстати, современные музыковеды считают Паганини родоначальником шоу-бизнеса.

С каждым концертом -- больше аплодисментов, успеха и... поклонниц. Некоторые являлись к знаменитости сами. В том числе и девочки, чьим ушлым родителям не давали покоя баснословные гонорары скрипача. Чтобы "замять" скандал, он не раз выкладывал денежки за совращение малолетних их мамашам и папашам. Как-то, пока проходили разбирательства из-за подобной истории, он просидел 9 дней под стражей в генуэзской крепости.

Очередная пассия -- певица Антония Бьянки поманила и сбежала. Несколько лет погони, женитьба, рождения сына Ахиллы... Но мать от него отказалась. Далее последовал развод. Паганини, выплатив огромную сумму Антонии, один воспитывает ребенка. В это время он чуть было не женился на баронессе Елене Фейербах, дочери мэра немецкого города Ансбах и философа Людвига Фейербаха: как только женщина развелась с мужем, музыкант увлекся молодой оперной певицей Марией Молибран, которая вскоре умерла.

"Единственная дорогая вещь, доставшаяся мне от женщины -- шапочка, сшитая из свадебного платья матери", -- заметил Никколо незадолго до смерти.

ТАЙНА

Последние годы жизни Паганини провел в постели. Общался только с сыном Ахиллой, доктором и адвокатом. Врач использовал каждую минуту, когда Никколо был в сознании, дабы выведать тайну, окрещенную "секретом Паганини".

"Каждый музыкант должен подобрать к скрипке свой ключик, -- хрипел Никколо. -- Профессора считают, что инструмент надо держать на высоко поднятой левой руке, но проиграв так несколько часов, адски устаешь. Чтобы стать профессионалом, надо держать скрипку так, как удобно именно тебе. Тогда можно думать лишь о музыке. Свой секрет я нашел в своих недостатках".

На концертах левая рука Паганини со скрипкой была плотно прижата к грудной клетке. Смычок -- вдвое длиннее обычного, чтобы не сковывал движения. Инструмент удобно лежал на приподнятом левом плече.

ЗАГРОБНЫЕ СКИТАНИЯ

Весть о том, что Паганини при смерти, облетела Геную. К его дому трижды приходили священники, уговаривая Никколо исповедаться. Врач объяснял им, что музыкант... сошел с ума и не понимает, чего от него хотят. Святые отцы "окрестили" это безумие противостоянием церкви. Когда стало известно, что у Никколо горлом хлынула кровь и он скончался, епископ Генуи объявил анафему и запретил предавать прах земле. Доктор наспех бальзамировал тело, а горожане толпились у жилища Паганини, требуя выставить покойника напоказ. По тогдашним неписаным законам, требованию толпы надо было подчиниться. В гроб полетели камни со словами проклятия. Ни одна из местных газет не сообщила, что 27 мая 1840 г. скончался музыкант, прославивший Италию.

Гроб с его телом ютился в подвале дома графа Чессоле в Генуе, затем -- в двух лазаретах, в ямке под забором фабрики по изготовлению оливкового масла, на нескольких средиземноморских островах. Последним из них был Сен-Фереоль, где гроб был подвешен на цепи к скале. Ахилло посвятил свою жизнь тому, чтобы добиться захоронения отца по-христиански. Для этого он пожертвовал церкви 1 миллион 100 тыс. франков золотом, доставшиеся ему в наследство.

Молитва об отпущении грехов Паганини прозвучала в 1853 году в пармской церкви "Стекката". Но бумаги на разрешение о захоронении были подписаны только в 1896 году, после чего состоялись похороны на Пармском кладбище. Этого момента покойный "ожидал" в семейном склепе. Кстати, в 1893г., желая взглянуть на знаменитого деда, внук Паганини Андреа вскрыл гроб -- лицо Никколо было как живое, а под саваном остался лишь скелет.

СУДЬБА СКРИПКИ

Свою скрипку Паганини завещал Генуе. Она хранится в одном из сейфов мэрии. Чтобы инструмент не терял звук, на нем нужно играть. Этой чести удостаиваются победители конкурса им. Паганини, который проводится ежегодно с 1959 года.

Играл на легендарном инструменте и украинец Богодар Которович. Но не в Генуе (в 1971 году он стал лишь лауреатом конкурса), а в Киеве. По соглашению между городскими властями Генуи и нашей столицы, в марте 2000 года скрипка была доставлена самолетом (чартерным рейсом) в сопровождении 5 охранников (2 гвардейца и 3 гражданских). Состоялись два концерта: в Национальной филармонии (для Президента, его окружения и немногих избранных ценителей музыки) и в оперном театре -- для широкой публики. Звучали только произведения Паганини.

Страховой полис на скрипку составляет $6 млн. Стражи не отходили от инструмента ни на репетициях (они проводились в посольстве Италии), ни на концертах. Фотографировать музыканта во время выступлений запрещали (чтобы не рассекречивалась визуальная информация, а вспышка не ухудшила качества инструмента).

"Посчастливилось стоять около знаменитой скрипки на расстоянии вытянутой руки, -- вспоминает Александр Спренсис, ассистент Богодара Которовича. -- Ощущение было, что онемел и одеревенел. Ни один из музыкантов не удивил так мир своим гением, как Паганини".