1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №67 (1412) за 25.03.2003

БОГАТЫМ ГОТОВЯТ НАЛОГОВЫЙ РАЙ, НО И БЕДНЯКОВ НЕ ОБИДЯТ

Идут споры вокруг нескольких законопроектов, предполагающих уменьшение подоходного налога с граждан.

Государственная налоговая администрация предложила вместо ныне действующей прогрессивной шкалы налогообложения (от 10% до 40%) ввести две ставки -- 10% и 20%. Однако Верховная Рада пошла на более экстремальный вариант и уже приняла во втором чтении документ, в котором заложена единая 13-процентная ставка. Предполагается, что она будет действовать порядка трех лет, а уже с 2006 г., когда мы станем немного богаче, может подрасти до 15%.

Почему решили взимать именно "чертову дюжину"? Идея явно позаимствована у России, которая несколько лет назад ввела такой унифицированный налог. И не собирается его пересматривать. Более того, звучат мнения, что единый налог на доходы граждан -- это чуть ли не единственный реальный успех тамошнего правительства за последние три года.

Да, но Россия своими "нефтедолларами" любую дыру в бюджете закроет, у нас же такой возможности нет. Так можем ли и мы себе позволить такие налоговые послабления, чтобы и людей заинтересовать играть с державой "по-белому", и бюджет не обвалить из-за снижения поступлений? "Дилемма вполне разрешима, -- комментирует для "Сегодня" депутатский законопрект начальник главного управления налогообложения физлиц ГНАУ Сергей Лекарь. -- Но в пакете с этим революционным нововведением непременно должно идти несколько важных дополнений".

Во-первых, ГНАУ предлагает, чтобы единая ставка вводилась параллельно со снижением начислений на фонд зарплаты (например, с нынешних 37% до 25%, или до 20%). Дело в том, что многие работодатели сегодня не заинтересованы отражать в учете даже зарплаты в 200--300 гривен, поскольку идут большие начисления на фонд заработной платы. Так что либерализация коснется в первую очередь тех, кто получает средние и низкие доходы, а отнюдь не сверхвысокие. "Новозасвеченные" налогоплательщики смогут наконец вносить свою лепту в Пенсионный и другие фонды соцстрахования -- то есть, зарабатывать себе пенсию.

Во-вторых, поскольку снижение ставок подоходного чрезвычайно резкое, предлагается расширить базу налогообложения путем введения налогов с дивидендов и банковских процентов по вкладам. Это будут своего рода компенсаторы потерь казны. При этом "процент с процентов" предлагается значительно ниже единой 13%-ной ставки, иначе вначале может возникнуть тенденция к уменьшению вкладов из-за их малой доходности.

И, в-третьих, ни в коем случае не должны пострадать социально незащищенные граждане, для которых ставка в 13% превысит ныне действующие 10%. Для них предложена социальная льгота: дополнительное снижение налога на доходы. Возможно, такой налог будет распространяться на тех, кто получает не более двух минимальных зарплат либо один или два прожиточных минимума. Утверждение этого уровня доходов перенесено на третье чтение.

Ну, а для тех, кто получает сверхдоходы, это вообще прекрасный закон. Но в любом случае до конца этого года мы еще будем платить по-старому. Новый закон заработает, в лучшем случае, с 1 января 2004-го.

Кстати, по инициативе ГНАУ внесено также предложение сократить налоговую отчетность -- отменить так называемую "форму № 2". Послабление коснется 13--15 млн. человек, получающих доходы не по основному месту работы: их избавят от необходимости запасаться справками. Это и людям время и нервы сэкономит, и административные расходы сократит.