1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №67 (1412) за 25.03.2003

"МЕНЯ ДОКОНАЛ ПОСЛЕДНИЙ ГОД РАБОТЫ С "НАУ"

Традиционная русская рок-музыка исчерпала себя? Возможно. Как бы то ни было, наиболее талантливые ее представители ищут новые пути. Именно это с успехом и делает Вячеслав Бутусов. После ряда творческих экспериментов Бутусов представляет свой новый коллектив под названием "Ю-Питер" в Киеве -- 11 апреля в Международном центре культуры и искусств Украины (бывший Октябрьский дворец).

Мы связались с Вячеславом по телефону (он обнаружился в Самаре) и задали несколько вопросов.

-- Вячеслав, так что же представляет собой "Ю-Питер"?

-- Эта группа ничего общего с "Нау" не имеет. Возврата к прошлому нет и не может быть. Вместе со мной на сцену выйдут клавишник "Аквариума" Олег Сакмаров, гитарист "Кино" Георгий Каспарян и барабанщик "Эль Койота" Евгений Кулаков. Относительно программы могу сказать, что это будет электрический концерт. В него войдут композиции с дебютного альбома "Ю-Питера" плюс старые хиты. Какие именно? Секрет. Кроме того, у меня есть разрешение от издателей альбома "КИНОпробы", для которого я записал песню "Звезда по имени Солнце", исполнять ее на концертах.

-- Почему же все-таки умер "Наутилус"?

-- "Наутилус Помпилиус" в определенный момент стали эдакой ремесленной бригадой в хорошем смысле этого понятия. Все эти кризисы, падения рубля отражались на нас, как на рабочей бригаде напрямую: надо было что-то срочно записывать, срываться на концерты, зарабатывать, зарабатывать. Иначе эта машина не действовала. "Наутилус" выполнил все свои обязательства перед публикой, проклоунировал во всех возможных ипостасях. Завершение его деятельности обусловлено еще и тем, что мы прошли достаточно много стадий, которые можно коллективно пройти, перепробовали все, что могли перепробовать, и естественным образом закончили эту деятельность. Я уставал, потому что не понимал, что происходит со мной и вокруг меня. Меня доконал последний год работы с "Нау", просто достал весь этот конвейер: гастроли, обязательства перед рекорд-компанией, каждые два года -- новый альбом и т.д. Совсем не знал уже, куда себя деть, жил по инерции. Сейчас-то полегче стало.

-- Вы сегодня не жалеете о "Нау"?

-- Дело в том, что это было созревшее и обдуманное решение. Поэтому жалеть о нем бессмысленно, жалеть можно о так называемых возможных фантазиях.

-- Чем занимаются бывшие согруппники, вы общаетесь с ними?

-- Большинство продолжают музыкальную карьеру. Барабанщик Альберт Потапкин работает в "Аквариуме", бас-гитарист Гога Копылов -- в группе "Ночные снайперы". Мы общаемся, когда приходится бывать в Екатеринбурге, а с ленинградскими -- да, но не со всеми.

-- Вы предполагали, что публика окажется не готова к новому лицу Вячеслава Бутусова?

-- Эпоха "Наутилуса" давно пройдена, и по отношению к ней мнение у многих уже устоялось, а то, что происходило потом... Нельзя сказать, что это был эпохальный период.Скорее -- продолжение состояния некоторой неопределенности. В том смысле, что нельзя воспринимать все это цельно, потому что большинство проектов я делаю в сотрудничестве, а из сольных работ -- практически только "Овалы". В данном случае, что касается альбома "Элизобарра Торр", то там весь материал мой, авторский -- и музыка, и тексты. А "Deadушки" всего лишь сделали из этого шедевр.

-- Когда в 95-м вы красились, потом стриглись, меняли имидж -- это было какое-то мальчишество?

-- Думаю, да. Это было некое проявление крайностей. Мне иногда казалось, не хватает куража. И я просто использовал момент, чтобы позволить себе какую-то дурость. А потом я все перепробовал: и окрашивание, и обривание волос, и отращивание. Исключительно для себя самого.

-- Кстати, недавно вы снова обрились наголо.

-- Это для съемок клипа. Это же не террористический акт и даже не вызов обществу. Побрившись, я получил удовольствие. Дочь (младшая, четырех лет от роду) очень протестовала, когда увидела меня лысым. Бегала по квартире в недетском возмущении от этого поступка. Потом свыклась. Но сейчас я уже оброс, так что все в порядке.

-- Ваша музыка звучала в фильме "Брат-2". А актерской роли вам, как полноценному и вообще красавцу мужчине, никогда не предлагали?

-- Нет. Я далек от этого. Я знаком с кинопроизводством, и знаю, какой там творится бардак.

-- Вы надеетесь с новыми проектами дойти до тех же вершин, где был "Наутилус"?

-- Я думаю, что это совсем уже другая игра. Есть игра в подкидного дурака, а есть игра в преферанс. Приблизительно такая дифференциация. Это более узкая специализация на более высоком уровне. Есть и более популярные группы, но они мелкие по масштабу.

-- Как бы вы оценили прожитые свои годы?

-- Я бы себе поставил средний балл. Нет, я не занимаюсь самобичеванием, просто мне кажется, что есть относительная планка у каждого человека -- отлично себе представляешь, какой уровень КПД и насколько эффективно ты себя используешь, что бы ты мог сделать, да еще за такой огромный срок. Себе не соврешь. Можно было бы очень много сделать, только я не знаю, что с этим делать.

-- Расскажите о своем сотрудничестве с Аллой Борисовной Пугачевой.

-- Познакомились мы на "Звуковой дорожке". Она тогда сказала тираду вроде: "Вот они, лесорубы настоящие, приехали: в сапогах, в галифе самодельных, ноги шире плеч, что-то прокричали непонятное, но крутое... Вот так надо!", и пригласила нас к себе на студию записываться. Мы жили в общаге Бауманского училища. Там все такие математики-физики ходят, а тут в двух комнатах такие вот пироги с Урала селятся... Морально мы их, конечно, разлагали. И из этой атмосферы нас привели на студию в комплекс "Олимпийский". Ощущение непередаваемое -- как пожарник, который пришел на новогодний праздник и увидел, что все сверкает: елки, дети разные веселые... Ну и начали мы там записываться. Особенно не повыступаешь, все вокруг крутые... А.Б. появлялась изредка. В студии она попыталась объяснить мне, как надо петь, но мне, непрофессионалу, тогда бесполезно было объяснять. Я кивал, пытался воспользоваться советом бывалого человека, но у меня ничего не получалось. Она, видимо, подумала, что я или стесняюсь, или придуриваюсь, зашла в эту "рубку" певческую, и шепотом пропела. Кальянов записал. И в результате это все тоже оставили в треке. Правда, у певицы разрешения все-таки спросили. Она сказала, что не надо всего этого, но мы сделали на свой страх и риск. А потом уже пытливые издатели докопались и отметили на пластинке. Это, кстати, наша первая пластинка была и самое большое потрясение. Незабываемое впечатление, когда я с готовым макетом конверта пришел к родителям. Меня аж распирало от гордости, в двери не проходил.

-- Как-то Пугачева сказала, что Вам не хватает уверенности в творчестве.

-- Мне нечего возразить, потому что я это все замечательно знаю, даже лучше, чем Алла Борисовна. Это совершенно справедливо. Но причина неуверенности -- в неуверенности в себе. Я ломал одно время себе голову над такими проблемами, как, например, стеснительность. Это все-таки тоже форма какой-то болезни -- это отклонение. Поскольку если я стесняюсь, то я стесняю вокруг себя все в определенном радиусе.

-- Что вообще такое для вас рок-музыка?

-- Для меня это определенное состояние. Не эйфорическое, но при этом -- сопротивление, внутренняя борьба. Не то, чтобы с самим собой, а с тем, что, например, мне мешает радоваться жизни по полной катушке.