1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №70 (1415) за 28.03.2003

"Я СОЗДАТЕЛЬ МАССОВЫХ ФИЛЬМОВ, И ЗДЕСЬ НЕТ НИЧЕГО ЗАЗОРНОГО"

Нечасто у нас название фильма ассоциируется с фамилией режиссера. Артист -- вон он, на экране. А этот -- спрятался в тени, растворился в актерах... Но перед очередным юбилеем вдруг набросаешь примерный список лучших лент Мастера: "Звонят, откройте дверь", "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", "Экипаж", "Сказка странствий", "Граница. Таежный роман" -- ничего себе! Все эти фильмы снял Александр Митта, которому сегодня исполняется 70.

"ПОДМАСТЕРЬЕ" КУКРЫНИКСОВ

В первые годы работы Митты на "Мосфильме" злопыхатели судачили, что его настоящая фамилия Рабинович, а он, мол, в качестве псевдонима взял греческое женское имя. На самом деле фамилия Митта принадлежала его семье по материнской линии и происходит от древнееврейского слова "мита", означающего... приспособление для переноски покойников. Между прочим, почти все его родственники были репрессированы в 30-е, многие расстреляны...

Митта хотел стать художником. Но из художественной школы его отчислили за активное нежелание творить в узких рамках соцреализма. Иронический склад ума привел его в карикатуру: учась на архитектурном факультете, он подрабатывал в юмористических журналах. "Карикатуры придумывали бойкие мальчики вроде меня, а мэтры их отрисовывали. Эти "изошутки" я придумывал для всех, включая Кукрыниксов", -- рассказывает Александр Наумович. Заканчивая строительный институт, он уже знал, что хочет работать в кино. Собрал пачку своих "изошуток" и отправился на свидание к Михаилу Ромму. Михаил Ильич попытался отговорить Митту: "Вы без пяти минут художник, а кино -- такое отвратительное дело -- годами не можешь получить работу!" Слава Богу, не отговорил.

Он начинал учиться во ВГиКе у Александра Довженко -- вместе с Отаром Иоселиани, Георгием Шенгелая, Ларисой Шепитько. Потом все-таки "перескочил к Ромму, и наш курс был не слабее: Андрей Тарковский, Василий Шукшин..."

"Я МОГ СТАТЬ ДЕДУШКОЙ СОВЕТСКОЙ ЭРОТИКИ"

Он живет в Москве на Малой Грузинской, в доме, куда его "устроил по блату" Высоцкий, который жил в соседнем подъезде. "Володя был человеком верным и считал, что любая помощь входит в понятие дружбы, -- говорит Митта. -- Общались постоянно. Почему я не пишу о нем? На его имени спекулировать не хочу. Изображать из себя близкого и преданного друга -- тем более. Я Володю очень любил. Но, говоря строго, он был больше другом моей жены Лили Майоровой. Она -- прекрасная хозяйка, благодаря чему дом фактически превращался в ресторан для друзей, клуб по интересам".

Александр Наумович женат больше сорока лет. В студенческие годы он знакомился с девушками много и с удовольствием. Митта рассказывает: "Мой друг Леша Салтыков, абсолютно неотразимый парень (именно в паре с Салтыковым Митта снял свой дипломный фильм -- "Друг мой, Колька!" -- Авт.), за день обходил десяток магазинов, знакомился с продавщицами и назначал им свидания -- четыре пары девушек на четырех углах Белорусского вокзала. Я производил беглый обзор, но окончательное решение по "кандидатурам" принимал все-таки Алексей. Он был ас".

А после фильма "Экипаж" какие-то люди ходили по Москве и знакомились с девушками, уже пользуясь именем самого Митты. Однажды на "Мосфильм" явилась мама пятнадцатилетней девушки и сказала, что режиссер Митта в метро познакомился с ее дочерью, обещал снимать, девочка "оказала ему все знаки внимания", а он, подлец, не снимает! Ее провели в съемочную группу. "Это не Митта, -- с отвращением сказала дама. -- Митта во какой!" -- и показала на две головы выше Александра Наумовича.

Митта до сих пор отбивается от вопросов о "первой эротической сцене в советском кинематографе". Какая там эротика, если почти весь красивый любовный эпизод Леонида Филатова и Александры Яковлевой "редакторы-беспредельщики" вырезали? "Жаль, я мог бы стать дедушкой советской эротики, -- смеется Митта. -- Съемки закончили под утро. Единственная неприятность была -- осветитель загремел с лесов, пытаясь получше рассмотреть происходящее... Опыта у меня, впрочем, как и у всех, в подобных съемках совершенно не было. Просто старались по возможности показать красивую любовь. А это -- живой веселый процесс, связанный с игрой, страстью, радостью. Смотришь сегодня фильмы, которые называются якобы эротическими, и оторопь берет -- такая глупая порнуха!.. Филатов ничего лишнего вообще не позволял -- он человек чрезвычайно сдержанный. Все было очень просто и гармонично. А Шура Яковлева -- девочка веселая, заводная, быстро расковалась. Если она смогла бы проявить свой эротический талант в полную меру, это было бы нечто!"

ЭКИПАЖ МАШИНЫ БОЕВОЙ

Когда "Экипаж" называют "фильмом-катастрофой", Митта протестует: "Это сказка. О трех богатырях -- летчиках, о ковре-самолете и огнедышащем драконе..."

При этом Митта признается, что во время съемок у него не раз мелькала мысль: "Это не съемки, а настоящий дурдом. Бушует огонь, бегают сотни статистов, вертятся на пупе каскадеры и напряженный страх висит в воздухе -- взорвется съемочная группа с самолетом или пронесет?.. Кстати, бюджет картины был просто копеечный: мы все получали даром, от летчиков. Договорились с Министерством авиации об аренде списанного самолета на 3 месяца, ничего за это не заплатив. После съемок самолет должен был еще раз взлететь и опуститься, а потом его хотели сделать макетом для студентов в казанском училище. Я-то был уверен, что он вообще с места не сдвинется, но последнее испытание эта машина все-таки прошла. Конечно, в фильме самолет не летал. Летали и взрывались макеты. Это было сложно, но выполнимо. Я вообще не ожидал, что "Экипаж" станет таким популярным и до сих пор про него будут вспоминать с восторгом. Тут дело, скорее, не в спецэффектах, а в личностях и характерах летчиков".

Роль штурмана Скворцова должен был играть и даже начал сниматься Олег Даль. Но у него случился нервный срыв. Врачи заявили: Даль должен провести на реабилитации ровно три месяца. "Ждать столько времени я не мог. Позвали Леню Филатова. Филатов тут же перезвонил Олегу, выяснил, нет ли здесь какой интриги, и стал работать, -- вспоминает Митта. -- Даль был прекрасным актером -- нежным, трепетным, нервным... У него была редкая способность выкладываться на площадке полностью, играть как бы с содранной кожей. Вот Алексей Петренко тоже из этой породы. У него сквозь тонкую кожу сразу нервы просвечивают. Ведь в "Экипаже" роль командира корабля, которую прекрасно сыграл Георгий Жженов, была написана специально для Петренко! Для меня было абсолютным ударом, что он отказался ее играть. "Саша, -- говорит, -- не могу сниматься в "железе", я человек "деревянный". В бане посидеть -- это мое. А в тесной кабине самолета -- уволь!" Думаю, Алексею Васильевичу это решение далось ох как не просто -- это мужественный поступок. Я с большим уважением отношусь к актерским отказам".

ГАМБУРГСКИЙ СЧЕТ МАСТЕРА

В 90-е он исчез из посля зрения соотечественников: преподавал в Гамбурской киношколе. "Грустный парадокс состоит в том, что когда я стал по-настоящему профессиональным режиссером, я перестал снимать кино", -- говорил он тогда. Но, укрепив свои позиции на Западе, Митта вернулся домой. Набрал студентов тут (он написал чуть ли не единственный на русском языке полноценный учебник по кинорежиссуре -- "Кино между адом и раем" -- увлекательное чтиво, которое учит студентов "хватать зрителя за горло"). Снял сериал "Граница. Таежный роман", который получил "Тэфи" в трех номинациях. В прошлом году выпустил на киноэкраны фильм "Раскаленная суббота". Энергии у Митты побольше, чем у любого мальчишки...

Анатолий Кузнецов, снявшийся когда-то в картине "Друг мой, Колька!", а в "Раскаленной субботе" представший в роли олигарха, объявил: "После первой картины с Миттой я как-то опрометчиво отказался сняться у него в эпизоде фильма "Звонят, откройте дверь!". И роль забулдыги исполнил Олег Ефремов. Я до сих пор жалею, что тогда отказался. Поверьте, что у хорошего режиссера сниматься надо в любых ролях!" Так считают многие актеры. Наверное потому, что он всеми восхищается и умеет раскрыть неведомые им самим таланты. И при этом создает увлекательнейшее действо -- так, чтобы зритель взахлеб следил за происходящим на экране. "У нас обычно противопоставляют авторское кино и массовое. Я считаю себя создателем массовых картин, и здесь нет ничего зазорного".