Выпуск газеты Сегодня №73 (1418) за 01.04.2003
В СУПЕРМАРКЕТЕ ВАС МОГУТ СДЕЛАТЬ ВОРИШКОЙ
Но однажды вижу: прилично одетая женщина, размазывая по щекам тушь пополам со слезами, тщетно пытается объяснить "секьюрити", что произошло недоразумение -- за все покупки она уплатила. В тот раз я ушел. Но когда спустя несколько дней ситуация точь-в-точь повторилась, решил вмешаться: предъявив журналистское удостоверение, попросил участников скандала прокомментировать ситуацию. Тут же был оттеснен в сторону парой "толстолобиков", однако решил дождаться конца инцидента. К моему удивлению, даму не увели в "каптерку" для дальнейших разбирательств, а через пару минут отпустили с миром.
Женщина оказалась разговорчивой, и, глотая слезы, поведала мне, что при сверке чека с лежащими в пакете продуктами охрана обнаружила неучтенную палку колбасы. Как это случилось, она объяснить не могла: "Я все продукты выложила на ленту транспортера и чек оплатила полностью". Но интереснее другое. Вместо того, чтобы оформить хищение по закону, охранник предложил ей... не поднимать шума, а рассчитаться за колбаску по тройной цене -- и инцидент исчерпан. Иначе -- сама понимает... Что мадам с облегчением и сделала.
Девушка-кассир, выбивавшая злосчастный чек, тоже отказалась что-либо комментировать. Понимаю: в любом случае ее вина недоказуема, независимо от того, была ли ошибка нечаянной или намеренной. Но если сие сделано умышленно, легко выстраивается логическая цепочка, и тогда произошедшее вовсе не выглядит случайностью. Юридически это можно квалифицировать как сговор с целью наживы путем мошенничества. Кассир, пользуясь невнимательностью покупателя, особенно если тот взял много товара, не учитывает в чеке одно--два наименования и подает условный сигнал сообщнику-охраннику. А тот уже начеку. Риска практически никакого. Если бдительный покупатель поднимет шум "на кассе" -- "Ой, извините, ошиблась, сейчас исправлюсь, спасибо". Проморгает клиент -- и он "попал": доказать, что ты не вор, невозможно -- неоплаченный товар налицо. Понятно, почему "виновные" стараются откупиться, ведь впоследствии можно пострадать гораздо сильнее, да и позору не оберешься. А "штраф" кассир с охранником поделят. Если особо не жадничать, чтобы не "спалиться", приварок к зарплате может быть неплохим.
Я обратился в несколько крупных супермаркетов с целью выяснить, каким образом администрация может вычислить и пресечь подобную "самодеятельность" своих сотрудников. Несложно догадаться, что возможности облапошивания покупателей подобным образом не признал никто, ведь в противном случае пострадает реноме заведения. А вот дальше варианты ответов отличались. От "no comment" до заверений, что покупателей любят настолько, что... возвращают деньги, если клиент заявит: "Этот товар я не брал, в чеке он указан ошибочно" (!? -- Авт.). А тех, кто "забыл" рассчитаться, просят уплатить по цене магазина.
Учитывая, что все изложенное, особенно умозаключения автора, доказать или опровергнуть невозможно, мы не называем конкретных магазинов и фамилий. А покупателям советуем быть бдительными и, не отходя от кассы, сверять купленный товар с перечнем, напечатанным в товарном чеке.