1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №73 (1418) за 01.04.2003

ХОРОШУЮ ПЕНСИЮ ПОЛУЧАТ... НЫНЕШНИЕ ШКОЛЬНИКИ

"С каждым днем вокруг все больше молодежи..." Эта крылатая фраза Фаины Раневской актуальна для каждого, кто почувствовал первый "звоночек" надвигающейся старости и стал задумываться, что его ждет на пенсии. В парламенте находится правительственный законопроект о реформе пенсионной системы, призванной обеспечить достойную жизнь отработавшим свое.

ТРИ "ЭТАЖА" БЛАГОПОЛУЧИЯ...

С просьбой прокомментировать эти благие намерения мы обратились в Комитет Верховной Рады по делам пенсионеров, ветеранов и инвалидов. Член Комитета Александр Фельдман отметил, что сегодня сложно даже измерить, насколько уровень пенсий ниже прожиточного минимума (342 грн.). В первую очередь потому, что в Украине официально не установлен уровень бедности.

Но самая главная проблема: где взять деньги на резкое увеличение пенсий? Введя высокий пенсионный сбор для предприятий, государство побуждает их к переходу в теневой сектор экономики. По подсчетам, из 24 миллионов работающих в Украине только 16 млн. делают регулярные взносы в Пенсионный фонд. Люди не верят, что их нынешние взносы когда-нибудь вернутся в виде пенсий, ведь во время гиперинфляции 1993--1994 гг. миллионы граждан потеряли свои кровные, вложенные в банки и частные пенсионные фонды.

Правительство предлагает сделать пенсионную систему трехуровневой. Реформа первого уровня (солидарной системы) предполагает начислять пенсию в зависимости от величины заработка и трудового стажа, ведь сегодня и те, кто поработал всего 5 лет, и те, кто "оттрубил" лет 40, в старости получают примерно одинаково. Общеобязательным государственным пенсионным страхованием будут охвачены все работающие граждане. Предлагается сохранить право выхода на пенсию в 55 и 60 лет, но будет дана возможность пойти на заслуженный отдых и позже. В таком случае размер пенсии может повыситься от 3% за один год отсрочки до 85,32% за 10 лет. Пенсии будут пересчитывать в связи с увеличением средней зарплаты и индексировать по мере роста цен.

Часть обязательных пенсионных взносов (от 2 до 7%) будет поступать на индивидуальные счета граждан в Накопительном пенсионном фонде (НПФ), это второй уровень. Эти деньги являются собственностью гражданина и, в случае его смерти, достанутся наследникам. Выплаты из НПФ, вместе с поступлениями из солидарной системы, обеспечат размер пенсии на уровне 60--65% от зарплаты работника. Третий уровень, предлагаемый в законопроекте -- пенсионное обеспечение через негосударственные ПФ, страховые организации, банки путем открытия в них пенсионных депозитных счетов. Начиная с 2018 года, гражданам дадут право перевести свои пенсионные сбережения из НПФ в избранный ими негосударственный пенсионный фонд.

На первый взгляд, реформа предлагает немало интересного. Но проблема в том, что многие не доверяют банкам из-за высокого риска потерять накопления. Кроме того, девальвация гривни и инфляция уменьшают реальную стоимость денег на сберегательных счетах. А из-за низкого уровня сбережений экономике не хватает капитала, который должен обеспечить предприятия кредитами. Получается замкнутый круг: пенсионные фонды не инвестируют деньги в производство, предприятия, не развиваясь, не могут давать высокую зарплату, и соответственно, делать хорошие отчисления в ПФ.

Проблема и в том, что руководители финансовых учреждений не всегда оказываются компетентными и честными людьми. Если человек вкладывает деньги в частный ПФ на 10--20 лет, перед его служащими появляется большой соблазн использовать эти средства для рискованных инвестиций, или же, как часто бывало в украинской практике, просто украсть. Конечно, такой риск есть в любой стране. Но на Западе, вместе с развитием финансовых учреждений, совершенствовались соответствующие законы и регуляторные системы. Это позволило установить жесткий контроль над деятельностью частных финансовых учреждений, свести к минимуму некомпетентность и злоупотребления служебных лиц. Формирующаяся в Украине пенсионная система тоже должна предусмотреть защитные государственные механизмы, не позволяющие использовать деньги пенсионеров для рискованных финансовых игр.

... И ОПАСНОСТЬ, ЧТО ОНИ РУХНУТ

Рекламируя пенсионную реформу, наши чиновники часто ссылаются на опыт Чили. Однако, по словам руководителя проекта ПАДКО (США) "Внедрение системы пенсионного обеспечения в Украине" Грега Мак Таггарта, даже по истечении двадцати лет после того, как Пиночет принудительно загнал всех работающих соотечественников в негосударственные пенсионные фонды, большинство стариков получает минимальную пенсию в $110, на которую там прожить почти невозможно. И, по мнению профессора права Хуана Гумусио, так будет по меньшей мере до 2010 года. Неплохо чувствуют себя военнослужащие и прочие силовики: их гораздо более высокие пенсии выплачиваются из бюджета.

Резюме: если мы будем механически копировать чилийскую схему, хороших пенсий дождутся разве что нынешние украинские школьники.

Кстати, немало чилийцев стали жертвами мошенничества со стороны своих работодателей. Последние аккуратно высчитывали из их заработка 10% обязательного пенсионного взноса, но... забывали перечислить деньги в негосударственные фонды. В итоге ежегодные потери пенсионной системы составляют до $500 млн., причем ни государство, ни работодатели их не компенсируют. А общий дефицит чилийской системы (с учетом военных и полицейских пенсий) достигает 5,7% ВВП.

Вообще, чилийская система -- одна из самых дорогих в мире: чуть не треть средств, перечисляемых в частные пенсионные фонды, тратится на оплату услуг управленцев. Понятно, что именно руководители фондов, в руках которых находится около $40 млрд., уверены, что система работает прекрасно. Аналогично и в Украине сие пенсионное новшество лоббируют те, кто видит себя в роли менеджера эдакого карманного фондика.