1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1419) за 02.04.2003

К ЧЕЛОВЕКУ, КОТОРЫЙ УЛЫБАЕТСЯ, НИКАКАЯ ЗАРАЗА НЕ ПРИСТАНЕТ!

Алла Кудлай -- всенародная любимица. Что песню спеть, что анекдот рассказать -- в любой компании она, как рыба в воде. Впервые за несколько лет мы собрались поговорить по душам...

"КТО-ТО СПЛАНИРОВАЛ МОЮ ЖИЗНЬ"

-- Алла, наверное, музыка вошла в вашу жизнь очень рано.

-- Да, я начала петь еще совсем маленькой -- лет в пять или шесть. Мне очень хотелось выступать, я просто горела этим. На свадьбах пела. Потом было очень плохо -- отец, помню, читал надо мной молитвы, что-то шептал -- и я засыпала… Но о том, чтобы стать звездой (кстати, я вообще не люблю это слово!) никогда не мечтала.

Когда я закончила музыкально-педагогический факультет Нежинского института им. Гоголя, меня по конкурсу взяли в Хор им. Веревки. Как молодому специалисту нужно было отрабатывать в школе. А директор меня отпустил. В облоно, куда приехала за откреплением, тоже отнеслись с пониманием. Все шло, как по маслу -- словно кто-то спланировал мою жизнь.

В институте я занималась по вокалу у Марии Федоровны Бровченко, ученицы знаменитой певицы Марии Литвиненко-Вольгемут. На вступительных экзаменах я пела арию Джильды из оперы Верди "Риголетто" и "Весенние воды" Рахманинова (у меня высокое сопрано, колоратура). Однажды приехал в Нежин корреспондент газеты "Комсомольское знамя", пришел ко мне на урок, послушал и написал статью. Через месяц меня пригласили в Киев на съезд комсомола, я познакомилась там с руководителем эстрадно-симфонического оркестра Гостелерадио -- Гиви Гичичиладзе.

Придя в Хор Веревки, я сразу поехала на гастроли и программу учила на сцене, на ходу -- благо, память хорошая. Рядом тогда еще в хоре стояла Нина Матвиенко, девочки подсказывали слова -- в хоре можно и сачконуть! А параллельно я выступала на радио в прямом эфире, записывалась с оркестром.

-- Человека, который не слышал народные песни от мамы или бабушки, не научишь их петь.

-- Да, это должно быть в крови. У моего отца золотые руки -- он бондарь. А для души мастерил гитары, делал балалайки -- тогда ни одно село без музыкантов не обходилось. Мама прекрасно поет, в молодости она была очень красивая (ее прапрабабушка была цыганкой), занималась в драмкружке, играла на гитаре. Голос у нее бесподобный! Ее приглашали в свое время в театральный институт, но она, конечно, никуда не поехала.
На праздники мы всегда собираемся у родителей в селе, и когда мама нарядно оденется, хусточку повяжет -- красавица! Сейчас ей 82 года -- дай Бог здоровья! -- а так поет, что стекла дрожат.

Уже с шестого класса я стала ездить на разные конкурсы самодеятельности. В Лосиновке (это в Черниговской области, я ведь землячка нашего Президента), где я училась в десятилетке, в доме культуры был оркестр народных инструментов. Все на высоком уровне: шились костюмы, покупались инструменты. А в соседнем селе Галица был народный оркестр сопилкарей -- сейчас ничего этого уже нет...

-- А песни в селе еще поют?

-- Мы поем, конечно. Без этого нельзя. А других я не слышу. Когда-то мы выходили на улицу и так пели, что в соседних селах было слышно -- ребята приезжали послушать.

-- Наверное, у такой симпатичной и артистичной девушки была масса ухажеров.

-- Я была воспитана строго. Пять лет встречалась с мальчиком (его Толей звали) -- у нас была такая любовь!.. Первое чувство очень романтичное, но оно со временем уходит. И мы расстались: он уехал в Одессу, я поступила в Нежине в педагогический. Он закончил мореходку, ходил в плавания, потом женился, уехал в Канаду... В прошлом году летом раздается телефонный звонок: "Ти мене не впізнаєш?" Я не видела его лет 20!

-- А если бы вы не расстались?

-- Наверное, жизнь сложилась бы по-другому, и я не стала бы певицей.

-- А почему вы ушли из Хора Веревки? Это был на то время сильный поступок.

-- О, это была целая история. Меня заприметило тогдашнее руководство Гостелерадио и Иван Афанасьевич Хропко пригласил в штат -- солисткой. Передо мной встала дилемма -- уж очень привыкла к коллективу за семь лет, как к родной семье. Меня просто трясло несколько дней. Принесла я заявление об уходе Анатолию Авдиевскому, он прочитал, молча на меня посмотрел, желваками поиграл и подписал. "Анатолий Тимофеевич, мне надо отрабатывать?" -- робко спросила я. "Сьогодні йдіть"! -- ответил он. Так я ушла. А через месяц у меня началась такая тоска!

Однажды встретила на Крещатике Авдиевского с Евгением Савчуком. Я поздоровалась, а Анатолий Тимофеевич говорит: "Ти зрадниця! Ну, допоможи мені хоч зараз: проведи додому, бо мене дружина вб’є -- я дві ночі вдома не ночував!" Пришли мы к нему домой. Майя, его жена, нас хорошо приняла, и тут я говорю: "Анатолий Тимофеевич, я хочу вернуться в хор". В общем, написала снова два заявления. Прошел месяц и в последний день ехала я по Крещатику и подумала: "Елки-палки! Это же опять все сначала: к 11-ти на работу и до 3-х каждый день. А тут сама себе хозяйка. Это же моя стихия!" А по Гостелерадио уже был приказ. Иду я снова к Хропко, и он этот приказ аккуратненько вырывает из книги. Так я осталась солисткой телевидения и радио.

"СПОЕШЬ ЕЩЕ РАЗ "НЕВЕЗУЧУ" -- УДУШУ!"

-- Наверное, приходилось петь и записывать не только те песни, которые нравились, но и те, которые требовались?

-- Я не писала что попало, старалась выбирать. Единственным спасением было то, что для нормы (каждый месяц надо было записать определенное количество произведений) я пела народные песни. Наверное, ни одна украинская певица не записала в фонд радио столько песен: народные, эстрадные, традиционные, современные -- около 600. Думаю, меня можно в Книгу Гиннесса внести.

Много было хороших песен -- все не перечислишь. Первая -- "Обручальное кольцо". "Квітка дитинства" Владимира Ярцева и Бориса Касиева, и "Хлопці кучеряві" Ростислава Бабича и Анатолия Драгомирецкого. Я первая исполнительница песен "Музиченьки", "Веснянка" и многих других. Потом пошли "Красива жінка незаміжня", "Коханка", и "Хочу чоловіка" -- это уже Анатолия Матвийчука. Работала с Геной Татарченко, с Сашей Злотником. А вот его песню "Невезуча" я больше петь не буду! Как-то ехали с Билоножко на концерт -- колесо спустило. Я спела эту песню -- и на обратной дороге другое колесо спустило. То на поезд опоздали, то еще что-то случилось. Виталий предупредил: "Еще раз споешь эту "Невезучу" -- удушу!" (конечно, в шутку).

"НЕЛЬЗЯ ЖИТЬ ОДНИМИ ЭМОЦИЯМИ"

-- Алла, как складывалась ваша жизнь вне студии звукозаписи и концертных залов?

-- Так не было времени! С 11 до трех на работе, потом -- запись или съемки. Участвовала в конкурсе "С песней по жизни", в котором пролетела (это было в 83--84-м). У меня ведь не было поддержки никакой. Приехала в Москву с бутылкой "горілки з перцем" и "Киевским" тортом. Зато песни у меня были шикарные: "Три поради" Игоря Шамо и Юрия Рыбчинского и "Хай щастить!" Игоря Поклада и Вадима Крищенко. В каждом концерте (было три выступления) я пела в финале. Меня так отсняли операторы -- я была красавица, лучше, чем в жизни: в вышитом стилизованном платье с фартушком. Конкурс транслировали по ЦТ на весь Союз. И когда объявили итоги и назвали победителей, меня завалили письмами и телеграммами (одну подписали 35 рабочих). Писали люди с Камчатки и Курил, с Сахалина, из Ленинграда и Москвы -- просто на радио, победительнице конкурса "С песней по жизни". Некоторые у меня до сих пор хранятся.

Недавно на записи программы "Честь имею пригласить" я сказала Толкуновой: "Вы сыграли в моей жизни очень хорошую роль". Она спрашивает: "Какую?" -- "На конкурсе "С песней по жизни" вы сказали, что вам все равно, кто станет лауреатом, и я не попала туда, куда могла бы попасть". Она ответила: "Я в своей жизни ни в одном конкурсе не участвовала: там все продается и покупается! Где теперь те лауреаты? А ты -- народная артистка Украины".

На запись программы "Песня года" мы поехали с мужем, взяли торт и две бутылки "горілки з перцем". Казалось бы: уже ученая -- надо было повести кого-то в ресторан. У меня была очень красивая песня Поклада "Половина саду квітне". Записалась, а в финал не прошла. Мой покойный муж настоял, чтобы я выступала под его фамилией -- Алла Кучеренко. После этой неудачи я заявила, что остаюсь на девичьей фамилии. Ну, Бог с ним! Значит, не судьба!

-- Вы верите в судьбу?

-- Конечно. На небесах давным-давно все предрешено.

-- О первой любви вы уже рассказали. А можно о второй?

-- Мой первый муж был художником -- он был старше меня на 16 лет, представительный такой. У него была в центре города мастерская, и одна девочка в нашем общежитии нас познакомила...

-- У вас замечательный сын.

-- Максим прекрасный мальчик. Уже -- мужчина, женатый. Он, конечно, такое пережил, когда мы с Николаем Ивановичем и его старшим сыном Сережей попали в автокатастрофу! Я лежала в больнице, а Максиму пришлось заниматься похоронами отца. Сын очень любил его. Хорошо, что помогли друзья.

...Когда я выскочила из машины, Николая Ивановича вытащили и положили на снег -- он был еще теплый. Минут через 15 снег уже был убран, все было проделано так, чтобы не подкопаться. Но ведь я сознание не теряла и видела: по всей дороге лежал слой снега. Было очень скользко, мы вылетели на обочину и врезались в столб. Водитель не мог ничего сделать. А потом все замяли... Я впервые об этом говорю. В любой другой стране мне до конца дней выплачивали бы компенсацию.

-- А из-за чего вы расстались с первым мужем?

-- Сначала -- из-за квартиры, это был как бы фиктивный развод, а потом как-то получилось так, что мы разошись по-настоящему. Это тоже судьба.

-- Что бы вы хотели изменить в своей жизни, если бы это было возможно?

-- Хотела бы кое-что изменить, оглядываясь назад с колокольни прожитых лет. Да нельзя! Я поняла главное: нельзя жить одними эмоциями. Каждый человек будет стоять перед Божьим судом -- я верю в это. Человек рождается, чтобы умереть. Когда я осознала эту истину, она меня поразила.

А вы знаете, что я -- "чернобылька"? И удостоверение у меня есть. Но я этим не горжусь и не хвастаюсь никогда.

-- Расскажите, как вы ездили в зону.

-- Позвонили мне из ЦК комсомола 7--8 мая 1986 года (через месяц я должна была уезжать в Америку на фестиваль): "В Чернобыль поедешь?" Я была солисткой радио и телевидения, и, конечно, поехала. Кто тогда думал, что это опасно? Мы выступали на территории пионерского лагеря в 20 км от реактора, где жили ликвидаторы. Пели под баян на улице. Потом мои туфельки "зашкаливали" -- пришлось их вместе с концертным костюмом выбросить. Максима я отправила тогда к бабушке на Черкасщину. Мне казалось, что это какой-то дурной сон.

...Во время декады украинской культуры в Узбекистане мы работали в госпитале, где лежали наши ребята-интернационалисты. Это невозможно описать. Сидят ребята -- кто без руки, кто без ноги, у кого голова полностью забинтована -- у меня комок в горле стоит, слезы душат, а надо петь...

"ЛУЧШИЙ СПОСОБ ОТ ДЕПРЕССИИ -- ШМОТКОТЕРАПИЯ"

-- Что дает силы сейчас -- прекрасно выглядеть, не останавливаться на достигнутом и идти вперед?

-- Сколько раньше у нас было радости! Не хватало денег, мы не могли так одеваться, как хотелось (хотя я, конечно, привозила из-за границы себе наряды). Но мы радовались каждому дню, каждой встрече! Сейчас как-то все изменилось. И дело не в проблемах и заботах. Изменилось само восприятие мира, жизни. Я смотрю на сына: в его годы я просто летала и всем всегда улыбалась, даже незнакомым. А сейчас заставляю себя, зная, что к человеку, который улыбается, никакая зараза не пристанет.

-- А что бы вы посоветовали нашим женщинам, у которых, возможно, не все в жизни складывается так, как им хотелось бы -- как поддержать себя?

-- Мне кажется, мы должны обязательно находить в своей жизни что-то хорошее: слушать красивую музыку, в конце концов, петь для себя! Самые красивые женщины -- украинки. Мы непохожи на наших мужчин: мы сильные. У меня есть свой способ, который я называю "шмоткотерапия": даже если в кошельке немного денег, надо что-то купить (пусть недорогое, но обязательно красивое). Люблю красивое белье, например. Так что, если мы сами себе не сделаем праздник, никто на блюдечке не принесет. Сделать женщину счастливой удается не каждому мужчине. И мне бы очень хотелось, чтобы нас как можно чаще хотя бы носили на руках (если вес позволяет) и не грузили проблемами!

-- Вы в последнее время просто преобразились: стройная, молодая, красивая. Есть какая-то специальная диета?

-- Нет! Просто надо меньше кушать. Как говорится, закрыть рот на прищепку! Не есть хлеба, сладостей (я ем только инжир и финики). Два с половиной месяца не ела сахар, варенье, мед, исключила жирное мясо, картошку. А во время поста стараюсь кушать только овощи. Мне легче вообще ничего не кушать, или сидеть целый день на твороге (два раза в неделю делаю разгрузочный день). Появляется такая энергия!

-- Вашего концерта во Дворце "Украина" поклонники ждут уже давно. Что будет нового в программе "Колискова для коханого"?

-- Я первая провела свои бенефисы в 1993 году -- два вечера подряд с аншлагами. После аварии около года не могла выступать. Появились новые песни в репертуаре: Юра Рыбчинский написал стихи, музыка молодых композиторов. Новые костюмы сшили для меня Татьяна Земскова и Алена Ворожбит. В концерте будет только одна женщина. А все остальное -- пока секрет.