1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1419) за 02.04.2003

СОЛО ДЛЯ ДУЭТА

Старые мастера театра уходят, жизнь вне сцены для них невыносима, без ролей они стареют втрое быстрее, а театр без них выхолащивается и, увлеченный стройными ножками и ровными белыми зубками молодых актрис, забывает былых кумиров... Эта печальная мысль стучала в висок и во время, и еще долго после окончания спектакля под названием "Премьера" в Театре Франко.

В пьесе Джона Кромвелла старая актриса, у которой проблемы с алкоголем да и вообще с судьбой, после многолетнего перерыва возвращается на сцену. Перед нами -- актриса и ее неразлучная служанка-костюмерша в последний час перед премьерой... Но дело не только (а пожалуй, и не столько) в сюжете...

Лет десять назад в столичном театральном бомонде часто повторяли: это ужасно, что в Театре Франко нет своего "Соло для часов с боем"... Для тех, кто не знает: был когда-то во МХАТе такой легендарный спектакль, где играли уже очень немолодые Яншин, Грибов, Прудкин, Андровская... Старые мастера. Школа, которой больше нет. Аромат иного, ушедшего Театра -- не обязательно лучшего, чем сегодняшний, но другого...

Юлия Ткаченко и Наталья Лотоцкая в "Премьере" показывают особый класс игры. Юлия Семеновна -- это умение даже на расстоянии метра (ведь малая сцена!) "держать дистанцию" и при всей откровенности сохранять "звездную загадочность", это сочетание аристократизма и хулиганства, которому научить невозможно... О возрасте красивых женщин говорить не принято, но в свете предстоящего вскоре юбилея замечу, что рядом с Юлией Ткаченко ее голливудские сверстницы просто меркнут! Джон Кромвелл писал пьесу, опираясь на реальную биографию бродвейской звезды 30--40-х Лоретты Тейлор, но для нас это не имеет такого уж решающего значения -- вряд ли кто из пришедших на спектакль зрителей знает о ее существовании. Для нас важнее судьба. Вернее -- судьбы. Благодаря мастерству актрис и, конечно, заботливой и кропотливой работе режиссера Александра Белозуба (любовь которого к этим актрисам читается "между строк"), произошла вещь дивная: на сцене не солистка и аккомпаниатор, а две женщины с трагической судьбой. И оттого, что одна из них звезда, чья бурная жизнь прошла на виду у публики, а другая -- тихая обитательница закулисья, одна не кажется значительнее другой... Наталья Лотоцкая в роли Хэкки -- это такая трагикомедия маленького человека, такая пронзительность, что кроме Чаплина и сравнить-то не с кем. Правда, сама Наталья Васильевна говорит, что один известный театровед сравнил ее с Джульеттой Мазиной -- да, может быть...