1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1419) за 02.04.2003

УКРАИНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ НА ВОЙНУ НЕ ПРОСЯТСЯ,

Украинские мусульмане, которых, по разным оценкам, насчитывается от 800 тысяч до 2 миллионов, были почти не замечены в состоявшихся акциях протеста против войны в Ираке. Не было с их стороны и попыток поехать добровольцами в зону конфликта. Однако многие из них солидарны с недавним решением Совета исламских ученых-богословов Дагестана, который высказался за "священный джихад" в поддержку Ирака. Но, как объяснил в беседе с корреспондентом "Сегодня" имам мечети Украинского Исламского культурного центра в Киеве шейх Имад Абу Ар-Руб, это решение не следует рассматривать как призыв обязательно к вооруженному участию в конфликте.

-- Можно ли тогда войну расценивать как столкновение двух цивилизаций или религий -- ислама и христианства? Или это исключительно конфликт между США и Ираком?

-- Все покажет характер и течение войны. Дело в том, что в исламе есть четкие предписания, как нужно характеризовать противника. Только потом может быть объявлен джихад.

-- Но Саддам Хусейн уже призвал иракцев к "священной войне". Незадолго до него некоторые исламские ученые призвали мусульман всего мира помогать Ираку. Кто в исламе имеет право призывать верующих к джихаду?

-- Наши богословы, основываясь на предписаниях Корана, изречениях и деяниях пророка Мухаммада и законах шариата, могут делать религиозные заявления (фетвы).

-- По исламским законам, должны ли мусульмане из других стран отправляться на войну в Ирак?

-- Вопрос об этом решают ученые-богословы. Но даже если будет издана такая фетва, это не означает, что я должен тут, в Киеве, идти на войну или нападать, к примеру, на британцев или на американцев.

-- А может ли кто-то в Украине призывать мусульман к джихаду?

-- В Украине нет такого человека или достаточно компетентных богословов, имеющих право провозглашать фетву. На украинских мусульман распространяется влияние собрания исламских ученых Евросоюза.

-- Сегодня трудно говорить о единстве исламского мира, что продемонстрировал и ряд откровенных конфликтов между представителями арабских стран по иракскому вопросу. Почему такая разобщенность мнений?

-- К сожалению, вы правы. Мне кажется, это болезнь, которую арабы распространяют уже на международном уровне. Хотя в то же время в арабском мире очень распространена идея создания единого исламского государства -- Халифата. Это страна, где будут жить свободно не только мусульмане, но и христиане, и евреи, и последователи других религий...

-- Идеальная картина. Но, говорят, в большинстве арабских стран существуют преследования за религиозные убеждения. Это правда?

-- К сожалению, проблемы со свободой совести и слова существуют. Именно по этой причине многие уезжают из этих стран в Европу.

-- А как мусульмане относятся к явлению исламского фундаментализма? Не является ли оно ограничением человеческих свобод и прав?

-- Само понятие ничего негативного в себе не несет. Хороший фундамент -- это основа любого дела. Религия тоже не может без него обойтись. В определенной степени христианские монахи -- тоже фундаменталисты.

-- Тогда почему, несмотря на миролюбивость ислама, его так часто ассоциируют с терроризмом?

--Во-первых, проблема не в мусульманах, а в тех, кто нарушает законы ислама. Во-вторых, почти все так называемые "исламские группировки" воюют с политическими противниками только в своих странах. Никогда еще в Украине такого не случалось, чтобы, например, палестинец убил еврея. Если я живу здесь, то должен неукоснительно соблюдать украинские законы.

-- Совет ученых-богословов Дагестана призвал мусульман бойкотировать все товары, произведенные в странах антииракской коалиции. Как отнеслись к этому украинские мусульмане?

-- Я отвечу только за себя. Сегодня мне психологически трудно покупать товары из этих стран. Потому что думаю: а вдруг деньги, которые я истрачу, потом превратятся в пули?