Выпуск газеты Сегодня №74 (1419) за 02.04.2003
УКРАИНСКИЕ МУСУЛЬМАНЕ НА ВОЙНУ НЕ ПРОСЯТСЯ,
-- Можно ли тогда войну расценивать как столкновение двух цивилизаций или религий -- ислама и христианства? Или это исключительно конфликт между США и Ираком?
-- Все покажет характер и течение войны. Дело в том, что в исламе есть четкие предписания, как нужно характеризовать противника. Только потом может быть объявлен джихад.
-- Но Саддам Хусейн уже призвал иракцев к "священной войне". Незадолго до него некоторые исламские ученые призвали мусульман всего мира помогать Ираку. Кто в исламе имеет право призывать верующих к джихаду?
-- Наши богословы, основываясь на предписаниях Корана, изречениях и деяниях пророка Мухаммада и законах шариата, могут делать религиозные заявления (фетвы).
-- По исламским законам, должны ли мусульмане из других стран отправляться на войну в Ирак?
-- Вопрос об этом решают ученые-богословы. Но даже если будет издана такая фетва, это не означает, что я должен тут, в Киеве, идти на войну или нападать, к примеру, на британцев или на американцев.
-- А может ли кто-то в Украине призывать мусульман к джихаду?
-- В Украине нет такого человека или достаточно компетентных богословов, имеющих право провозглашать фетву. На украинских мусульман распространяется влияние собрания исламских ученых Евросоюза.
-- Сегодня трудно говорить о единстве исламского мира, что продемонстрировал и ряд откровенных конфликтов между представителями арабских стран по иракскому вопросу. Почему такая разобщенность мнений?
-- К сожалению, вы правы. Мне кажется, это болезнь, которую арабы распространяют уже на международном уровне. Хотя в то же время в арабском мире очень распространена идея создания единого исламского государства -- Халифата. Это страна, где будут жить свободно не только мусульмане, но и христиане, и евреи, и последователи других религий...
-- Идеальная картина. Но, говорят, в большинстве арабских стран существуют преследования за религиозные убеждения. Это правда?
-- К сожалению, проблемы со свободой совести и слова существуют. Именно по этой причине многие уезжают из этих стран в Европу.
-- А как мусульмане относятся к явлению исламского фундаментализма? Не является ли оно ограничением человеческих свобод и прав?
-- Само понятие ничего негативного в себе не несет. Хороший фундамент -- это основа любого дела. Религия тоже не может без него обойтись. В определенной степени христианские монахи -- тоже фундаменталисты.
-- Тогда почему, несмотря на миролюбивость ислама, его так часто ассоциируют с терроризмом?
--Во-первых, проблема не в мусульманах, а в тех, кто нарушает законы ислама. Во-вторых, почти все так называемые "исламские группировки" воюют с политическими противниками только в своих странах. Никогда еще в Украине такого не случалось, чтобы, например, палестинец убил еврея. Если я живу здесь, то должен неукоснительно соблюдать украинские законы.
-- Совет ученых-богословов Дагестана призвал мусульман бойкотировать все товары, произведенные в странах антииракской коалиции. Как отнеслись к этому украинские мусульмане?
-- Я отвечу только за себя. Сегодня мне психологически трудно покупать товары из этих стран. Потому что думаю: а вдруг деньги, которые я истрачу, потом превратятся в пули?