1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №74 (1419) за 02.04.2003

"В АМЕРИКЕ НЕ ХОЧУ ОКАЗАТЬСЯ НА ДЕСЯТЫХ РОЛЯХ"

Украинский парусный экипаж класса "49 er" в марте выиграл регату в Испании. А ведь на открытии сезона собралась первая десятка мирового рейтинга!

-- Другие диву даются, как это экипаж из небогатой Украины выигрывает регаты у капстран, -- говорит рулевой Родиона Лука. -- Нас иногда спрашивают: "Вы что, мафия?" Эти "комплименты" объясняются дороговизной парусного спорта. Например, только яхта обошлась нам в 120 тысяч гривен. Благодаря спонсорам приобрели эту лодку еще в 97-м году.

-- Родион, почему выбрал именно класс "49 er"?

-- Это самый зрелищный и экстремальный класс в олимпийской программе. И молодой -- олимпийским стал с 1996 года. На тот момент весь мир был в равных условия -- все-таки развивающийся вид. Стартовали вместе, и теперь мы -- в лидерах.

-- А вообще как впервые оказался на яхте?

-- Двоюродная сестра Ира пригласила поучаствовать с ней в соревнованиях на Киевском море. Мне тогда 11 лет было. Гонялись на крейсерских яхтах с экипажем пять человек, четвертое место заняли. И на следующих выходных я уже сам просил сестру, чтобы взяла меня. После записался в секцию и через год выступал в классе "кадет". А через пять лет выиграл юниорское первенство СССР.

-- Олимпийскую лицензию в Афины вы уже завоевали. Это отразилось на финансировании?

-- Должен сказать, нынешний олимпийский цикл самый лучший в финансовом отношении. Естественно, это сказалось и на качестве подготовки. У нас наконец-то появился тренерский катер. Раньше тренер сидел на берегу с биноклем, а теперь тренировку снимаем на видео, потом прорабатываем. На сборы выезжали в Англию, Испанию. Зимой, например, по 50--60 часов в месяц проводим на воде. Проблемы, впрочем, все равно есть. Покупая оборудование через Госкомспорт, ждем его полгода. Но тяжело винить спортивных функционеров, в Украине все вопросы решаются в таком темпе...

Хорошо, что мы еще 2002 году обеспечили себе участие в Играх. На Олимпиаде в этом классе будут представлены только 19 стран, по одной яхте, тгда как на чемпионатах мира -- около 150 яхт из более сорока стран.

-- Родион, ходить под парусом -- для большинства людей ощущение незнакомое. С чем сравнишь?

-- По этому поводу яхтсмены шутят: "Парусный спорт можно сравнить с таким занятием: рыгаешь на одной ноге в холодном душе и с удовольствием рвешь стодолларовые купюры!.." А если серьезно, наш спорт сродни игре в шахматы. Но при этом нужно выполнять физические упражнения. Яхтсменам, моделируя ситуацию, кроме действий соперников надо учитывать еще действия двух стихий -- воды и атмосферы. Необходимо глубокое знание аэродинамики, гидродинамики, метеорологии, сопромата...

-- На соревнованиях какой распорядок дня?

-- Зарядка, завтрак. Выйти на воду нужно минимум за час до гонки: размяться, пройти по дистанции, определить тенденции ветра, течение. Перед выходом, естественно, изучаем прогноз погоды. Потом настраиваем яхту на ветровые условия. Это, можно сказать, музыкальный инструмент -- как настроишь, так и играет. За день проводятся по три-четыре гонки, длятся около четырех часов -- и так на протяжении четырех-пяти дней. Отгонявшись, проверяем "вооружение". Ежедневно что-то выходит из строя, особенно страдает оборудование в сильный ветер... Как-то раз порвалось крепление, и я упал в воду. Шкотовый, Жора Леончук, занятый своим делом, заметил мое отсутствие только через несколько секунд. А я уже был на сотню метров от яхты!

Бывает, после гонок подают протесты. Это, можно сказать, отдельный вид парусного спорта. Здесь необходимо знание английского и правил соревнований -- это как заседание в суде. Таким образом тоже можно побеждать... Ну, а вечером -- обязательный "разбор полетов" в команде, просматриваем видео прошедшей гонки.

-- На личную жизнь время остается?

-- Очень мало. Иногда удается выехать на соревнования вместе с женой Настей. А насчет развлечений -- недавно вот научился играть в гольф. В Испании мы жили рядом с гольф-клубом, отдыхал там от воды -- правда, играю пока очень слабо. А в Киеве люблю ходить вместе с Настей в театр. Украина -- одна из немногих стран, где билеты в театр дешевле, чем в кино.

-- Настя тоже спортсменка?

-- Основная сфера ее деятельности -- наука. Жена возглавляет небольшую научную фирму, занимающуюся внедрением новых технологий в металлургию. Но иногда участвует в украинских регатах класса "Европа".

-- В профессионалы переходить планируешь?

-- Я еще собираюсь на двух Олимпиадах выступить! В будущем, возможно, буду представлять один из профессиональных экипажей на Кубке Америки.

-- Предложения уже были?

-- В принципе, олимпийцев всегда с удовольствием принимают в эти экипажи. Но меня немного отталкивает то, что придется быть там на десятых ролях. Как в армии: "делай то", "делай это" -- никакого творчества.

-- А реально организовать в Украине экипаж для участия в Кубке Америки?

-- Теоретически возможно, но практически... Можно задать похожий вопрос: "Украинская экспедиция на Марс -- это реально?".

-- Родион, в вашем экипаже за тобой как рулевым всегда последнее слово?

-- На берегу, при разработке стратегии, одинаковый вес во мнении. Но во время гонки нет времени на совещания. Решения принимает один человек -- рулевой. Как правило, шкотовый больше загружен физической работой. А рулевой сосредоточен на ведении яхты. Минимум движений руля, потому что любое движение тормозит лодку.

-- Какая гонка запомнилась больше всего?

-- Первенство Союза 1988 года, которое я выиграл. А еще очень сильное впечатление осталось от чемпионата мира в Японии 1994-го. Мне тогда было двадцать два. Денег в комитете на первенство не нашлось. Но хорошие люди помогли, дали 2,5 тысячи долларов наличкой. Вылетал из Москвы, а из России тогда нельзя было вывозить больше 50 "зеленых". Помню, с каким внутренним волнением и внешним спокойствием рассказывал таможенникам, что у меня всего 20 долларов, а расходы на мое участие взяла Япония. Причем куда ехать, знал приблизительно. Яхту арендовал, на призовые места даже не надеялся. Но завоевал "серебро". А теперь уверен, что если бы смог тогда поехать тренер -- я бы выиграл.

Сейчас нравится соревноваться в Голландии, в городе Медемблик. Там акватория напоминает Киевское водохранилище. Еще люблю Норвегию, Австралию и Новую Зеландию -- просто удивительные места. Но жить буду в Украине. Люблю я ее!