1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1422) за 05.04.2003

"У НАС РАДОСТЬ -- ДОКТОР ТРОНУЛСЯ!"

Знаете, безумно обидно, что слово "марионетка" в быту приобрело негативную окраску, став символом человека управляемого, безвольного... Но азартно распевая шлягер про кукол "в ловких и натруженных руках", представляете ли вы себе, что такое на самом деле театр марионеток?..

Силу театра марионеток я впервые испытала на себе, когда в Киеве показывал свою "Песнь о Волге" Резо Габриадзе. Тогда-то стало понятно: только здесь можно обливаться слезами над судьбой муравья! Знаете, это ведь очень важно: заметить и пожалеть, захотеть спасти то крошечное, почти микроскопическое существо, которое у тебя под ногами... Примерно те же ощущения я пережила в киевском Театре марионеток на спектакле "Дом, который построил Свифт", когда Лилипут, с огромным трудом взобравшись по кусочку сахара на стакан с чаем, нечаянно рухнул в этот стакан...

После этого спектакля кажется, что Григорий Горин писал пьесу "Дом, который построил Свифт" ну просто специально для театра марионеток. В самом деле, легко ли на сцене какого-нибудь драматического театра собрать Свифтовских великанов и лилипутов, гуигнгнмов и блефусканцев? А тут -- пожалуйста. Режиссер Михаил Яремчук и художник Татьяна Торбенко построили весь этот нежный и хрупкий мир на своей крохотной сцене так гармонично, что хочется произнести булгаковское "дом постройки удивительной"... А сами куклы с дивными одухотворенными лицами? У людей такие лица редко встретишь... "Живых" людей в спектакле всего двое: отрешенный и бессловесный декан Свифт (В.Кожевников), больше похожий на собственную посмертную маску, и доктор Симпсон (К.Корецкий) -- "фома неверующий", лишенный всякой фантазии и воспринимающий мир лишь в самой что ни на есть приземленной реальности.

"У нас радость -- доктор тронулся!" -- восхищенно и торжественно провозглашает мажордом Патрик, когда Симпсон наконец узнает в Гулливере себя. И мы, зрители, тоже готовы плакать от радости за бывшего реалиста. Вот оно, истинное счастье: услышать шум ветра и плеск волн в голове, вдохнуть аромат неведомых стран и вдруг обнаружить, что тебе тесен дом, что двухэтажное здание просто не в состоянии вместить тебя, выросшего до размеров великана благодаря новым чувствам, которые переполняют тебя... И белые шторы становятся парусами, а дом -- похожим на корабль, и жизнь вместо пресной и скучной становится горько-соленой, как море, и разноцветной, как радуга... Она приобретает вкус и Смысл.

По-моему, единственный недостаток этого спектакля -- несколько неуклюжий перевод на украинский язык. Но даже это не может испортить дивных ощущений. Слова -- штука второстепенная. Надо учиться разговаривать без слов. Мысленно задавать вопросы и мысленно на них отвечать. Так учит в этой пьесе Григорий Горин. В Театре марионеток так и получается.

Время и место действия: Театр марионеток (Сагайдачного, 29/3, 417-30-58), сегодня, в 19.00.