Выпуск газеты Сегодня №77 (1422) за 05.04.2003
"НА СЧАСТЛИВУЮ СЛУЧАЙНОСТЬ НУЖНО ХОРОШО РАБОТАТЬ"
И сегодня в свои 70 (хотя не принято называть возраст женщины, но Анук настолько прекрасна и в этом периоде своей жизни, что этот факт для нее скорее комплимент) она востребована. А ее "свежий" фильм в жанре романтической комедии имеет символическое название -- "Фестиваль в Каннах", ведь "Золотую каннскую ветвь" актриса получала дважды.
Актрисой она стала случайно: к прогуливающейся с мамой тринадцатилетней девочке подошел молодой режиссер и предложил сняться в кино. Почему бы и нет? В пятнадцать лет -- второй фильм и роль Джульетты в "Веронских любовниках" знаменитого Кайята. Так и пошло. И актрисой ее сделала съемочная площадка, так как ни в каких школах этой профессии она не училась. Стать звездой она никогда не стремилась и принципиально ничего не делала для этого: с ее именем не связаны ни скандалы, ни сплетни, да и снималась Анук Эме только в тех фильмах, в которых сама хотела, и у тех режиссеров, которые ей нравились. Для Эме кино всегда было просто любимым времяпровождением. Был кураж -- снималась, не было -- пропадала на несколько лет, ни о чем не жалея. "Я всегда делала то, что хотела, и отдаю предпочтение жизни перед кино", -- любит повторять Анук. И тем не менее она стала одной из любимых актрис великого Федерико Феллини и музой Клода Лелюша, она работала в Голливуде с Люметом и Кьюкором, а в своей обожаемой Италии часто снималась у Беллоккио и Бертолуччи. И ни разу -- в плохом проходном фильме, так как всегда придерживалась принципа: "Лучше сыграть в одном хорошем фильме, чем в десяти ерундовых".
Анук Эме живет на авеню Жюно -- самой престижной улице Монмартра, но ее любимое место для встреч -- дорогие парижские отели. Вот и нам она назначила встречу в фешенебельном Costes, расположенном в центре Парижа на рю Сент Оноре, где находятся резиденции престижных модных домов.
"НЕЛЬЗЯ ЖДАТЬ ЧЕГО-ТО ОТ БОГА С ОПУЩЕННЫМИ РУКАМИ"
-- Прежде всего, мадам Эме, позвольте поздравить вас с "Золотым медведем". Это достойная награда в вашу богатую коллекцию. Как-то при упоминании фразы Федерико Феллини, что "время относится к вам по-джентльменски", вы ответили, что родились под счастливой звездой. Что это значит для вас?
-- Хорошо помню, как это сказал Федерико, но я не сразу ответила журналисту о счастливой звезде. Но я действительно так думаю, ведь у меня в жизни было много приключений, и тот, кто на небе, наверное, ко мне хорошо относится.
-- Верите ли вы в случай? Ведь если бы вы в 13 лет гуляли не по улице Коллизей, а по другой, то, возможно, разминулись бы с кино навсегда.
-- Я очень верю в судьбу и в фатальную случайность. Очевидно, вы помните историю известного боксера Марселя Сердана, который хотел прилететь на концерт своей любимой женщины Эдит Пиаф, но в самолете не было мест. И тогда молодая пара отдала ему свои билеты. Самолет разбился... Но я верю и в то, что на счастливую случайность нужно хорошо работать и во многом ей помогать. Нельзя просто ждать чего-то от Бога с опущенными руками.
-- Зрители раньше любили ходить в кино -- это был настоящий ритуал. Почему сегодня у них нет такого желания?
-- Сейчас тоже есть хорошие фильмы, но мне кажется, что раньше кинематограф был частью мечты: с красивыми героями, магией света и надежды. А сегодня на экране преобладают какие-то боевики, в которых много агрессии, драк и крови, и зрители уже не могут просто расслабиться. Кино потеряло свою таинственность, а с ней и свой размах: раньше создатели фильмов любили сам процесс, а не деньги. Нет оригинальных замыслов и хороших сценариев, все больше появляется римейков.
Вообще весь мир сегодня очень болен, потому что уже неизвестно, что есть добро, а что -- зло. Но самая большая беда -- это наш эгоизм и тотальный эгоцентризм, дефицит душевности. Пытаясь убежать от этого, люди думают, что спасут себя сами, но, думаю, что спастись можно только сообща, всем вместе.
-- Мы говорили о случайности, теперь -- об интуиции. В кино при выборе партнеров вы чаще пользуетесь интуицией, или для вас что-то еще имеет значение?
-- Еще -- инстинкт. И сегодня, с высоты своих лет, могу сказать, что всегда больше действовала инстинктом, чем умом. Я знаю актеров, которые могут себя разложить по полочкам: я сделал это так -- потому и потому. Я же всегда надеюсь на шанс и случай, на определенный авантюризм и всегда жду от жизни сюрпризов. Не важно, чем ты занимаешься, главное при этом -- придать жизни смысл.
-- Мы встречаемся с людьми не случайно. С Феллини вы встретились после его фильма "Дорога" -- ваши дороги тоже сошлись?
-- Это так. В моей жизни Федерико и Марчелло (Мастроянни. -- Авт.) были как два столба -- с ними связаны счастливейшие дни моей жизни. И когда они ушли, я действительно потеряла большую часть своей жизни: мне их очень не хватает.
ЗА КАДРОМ
Интересна история ее роли в фильме "Восемь с половиной". Туда Феллини не хотел брать ни Анук Эме, ни Мастроянни (актеров своего предыдущего фильма "Сладкая жизнь"), а искал новых. Анук об этом знала, но все же настояла на пробах и пришла без макияжа в коротком парике-стрижке. И когда Феллини увидел эту навязанную ему пробу на экране, то сдался, но заставил актрису подстричь свои роскошные волосы, длинные ресницы и надеть очки.
-- После фильма "Восемь с половиной" журналисты назвали вас "символом современной женщины", стали снимать для модных журналов, приглашать в рекламу модной одежды. Трудно ли чувствовать себя символом?
-- Я не уверена, что вообще соответствую понятию "современная женщина". Мне кажется, что я никогда не была в моде. Наоборот: была вне моды и времени. Более того, я даже не чувствую себя современной женщиной, так как после огромного успеха "Мужчины и женщины" режиссеры из Америки мне предлагали контракты и большие деньги, а я встретилась в кафе с одним молодым бельгийским режиссером (он потом стал очень известным), который пригласил меня в свой малобюджетный фильм "Вечер в поезде". И я сразу согласилась, потому что он мне пришелся по душе. Если бы я действительно была современной женщиной, то скорее поехала в Америку на большие контракты.
"Я САМА СЕБЕ НАКЛАДЫВАЛА ГРИМ И ДАЖЕ ДЕРЖАЛА ОСВЕТИТЕЛЬНЫЕ ПРИБОРЫ"
-- А каким должен быть мужчина-актер, чтобы Анук Эме чувствовала себя с ним уютно?
-- Для меня самый главный партнер -- это сам режиссер, так как хороший режиссер мне и хороших партнеров подберет.
-- В своей книге "Путь избалованного ребенка" Клод Лелюш написал, что вы не любите скорость и предпочитаете ездить поездом. Это правда?
-- Да, действительно, тогда Клоду было 27 лет, он выглядел эдаким мачо и боготворил скорость. Когда мы первый раз ехали в машине, я сразу сказала ему, что мне страшно ездить на такой скорости. С нами тогда еще был Трентиньян -- он гонщик, и заметил, что это не скорость. Но я настаивала на своем, и мы тогда даже поссорились.
-- После каждого фильма у вас, как актрисы, остается эмоциональная память. Что осталось после "Мужчины и женщины"?
-- Мне часто задают вопрос о том, почему такая обычная "тихая мелодрама" имела такой колоссальный успех. До сих пор, уже спустя почти сорок лет, я над этим думаю. Наверное, именно тогда пришло время этого фильма, так сошлись звезды, и это почувствовал талантливый молодой Лелюш. И думаю, что все, что сопровождало съемки "Мужчины и женщины", было только на благо всем. Ведь, например, если бы хватило денег, то он снимался бы на цветную пленку, а так пришлось его делать черно-белым. А вы представляете этот фильм цветным? Я -- нет.
Сняли его очень быстро, почти за три недели. Снова-таки из-за экономии я сама себе накладывала грим, даже приходилось держать осветительные приборы. Я восхищаюсь режиссерской манерой Лелюша, когда он ходил со своей маленькой камерой на плече и снимал нас. А потом столько режиссеров ему подражали!
-- От этого малобюджетного фильма -- и до "Золотой пальмовой ветви" Каннского фестиваля. Когда это произошло, что вы чувствовали, получая награду?
-- Нас, никому не известных, поселили в маленькой плохонькой гостинице, а потом, когда вручили главную награду фестиваля, то немедленно переселили в отель "Палац", где жили все звезды. Пришел бешеный успех и посыпались разные награды, даже три "Оскара". Так что когда идет речь о малобюджетных фильмах, то это определение -- только с точки зрения небольшого количества денег. Но такие фильмы, как, например, "Лола" или "Прыжок в бездну", за который мы с Мишелем Пикколи получили актерские призы, хотя и были малобюджетными, но на самом деле это великие фильмы. Конечно, все имеет и свою обратную сторону: лучше быть молодой, красивой, здоровой и никому не известной, чем иметь славу и все это потерять.
-- Мадам Эме, в фильме Роберта Олтмана "Высокая мода" вы сыграли модельера. Рядом с вами на съемочной площадке были всемирноизвестные актеры и кутюрье. Как вы чувствовали себя в этом мире моды?
-- Актерский мир -- безумный, он отличается от всего остального. И мир моды -- тоже отдельный и сумасшедший. Он имеет общие точки с актерским, но все равно совсем иной.
-- Сейчас над нами стеклянная крыша, по которой стучит дождь. Какие эмоции он вызывает у вас?
-- Я очень люблю ветер, дождь, и вообще -- переменчивую погоду. И это, очевидно, какая-то славянская черта моего характера.
-- А почему именно славянская?
-- Мне кажется, что славяне такие эмоциональные, часто чувствуют ностальгию. Я даже знаю, что где-то в колене прабабок у меня есть родственники из России, но я не знаю точно, в каком колене. Также есть и итальянские корни, в общем, много намешано.
-- Мы часто говорим: "Как в кино!" А были у вас такие ситуации в жизни, когда бы вы могли так сказать?
-- Думаю, что сама реальность намного опережает кино. И бывают такие жизненные ситуации, которые режиссеры даже боятся брать за основу, так как думают, зрители не поверят, что такое вообще возможно.
ЗА КАДРОМ
Ее настоящее имя -- Франсуаза Дрейфус, а псевдоним, который превратился в ее публичное имя, имеет свою историю. Анук -- героиня ее второго фильма. Год спустя, на съемках "Цвета времени", поэт Жак Превер придумал фамилию "Эме", сказав: "Сейчас одно "Анук" звучит хорошо, но когда тебе исполнится сорок -- будет выглядеть смешно".
"Я ЛЮБЛЮ МУЖЧИН И СЧИТАЮ, ЧТО ИХ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕ НУЖНО ПРИУМЕНЬШАТЬ"
-- Вы встречались со многими известными людьми, оставившими след в вашей жизни -- например, с Жаком Превером, Федерико Феллини, Жераром Филиппом (вместе с которым снимались в фильме о Модильяни "Монпарнас, 19"). И я где-то читала, что вы были знакомы с Пикассо.
-- С Пикассо я действительно встречалась, но не знала его так близко, как других. Вообще моя жизнь дарила мне встречи со многими интереснейшими личностями. Например, я встречалась с Альбером Камю, Артуром и Генри Миллерами, Симоной де Бовуар, Марлоном Брандо.
ЗА КАДРОМ
Анук Эме была трижды замужем: за греческим режиссером Нико Папатакисом, потом за актером и певцом Пьером Бару, с которым познакомилась и сразу безумно влюбилась на съемках "Мужчины и женщины" (он играл каскадера, первого погибшего мужа героини Эме). Третьим мужем был известный английский актер Альберт Финни. Ее дочь от первого брака Мануэлла совсем маленькой девочкой сыграла вместе с мамой в фильме Лелюша, но не связала свою жизнь с искусством. Когда внук мадам Эме был маленьким (сегодня ему уже двадцать), Анук много времени посвятила мальчику, ее даже называли "сумасшедшей бабушкой"...
-- Почему-то именно мужчины-актеры на вопрос, чего они больше всего боятся в жизни, называют предательство. Было ли оно в вашей жизни, и как вы с этим справлялись?
-- Я согласна с мужчинами. Действительно, предательство пережить очень тяжело, но лично меня почти никогда не предавали. А вообще знаком времени есть то, что они сегодня чувствуют себя менее уверенно, чем женщины, и это, кстати, произошло и "благодаря" нам. Мне лично это неприятно, так как я люблю мужчин и считаю, что их роль и ответственность совсем не нужно приуменьшать.
-- А что нужно делать с собой, чтобы считаться слабее, чем ты есть?
-- Просто нужно быть женственной. Наша слабость -- это одновременно и наша сила.
-- В ваших глазах можно утонуть. Когда идешь на интервью, очень трудно и неприятно разочаровываться в человеке. Сейчас этого не произошло, наоборот. Спасибо.
-- Мне нравится, когда говорят такие вещи, и если вдруг наступит день, когда мне перестанут это говорить, я буду очень несчастна!