1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №77 (1422) за 05.04.2003

ПЯТЬ ЧАСОВ ТАНЦЕВАЛЬНОГО КАЙФА

Восторженный визг зрителей и зажигательные ритмы музыки два дня сотрясали стены спорткомплекса "Меридиан". Здесь проходил 13-й международный рейтинговый турнир по спортивным танцам на кубок киевского городского головы "Парад надежд-2003". Мне хватило пяти часов пребывания в зале, чтобы после всю ночь снилось, будто я скачу по ламинированному полу в каком-то павлиньем наряде...

В субботний вечер выступали юниоры и взрослые. Первые исполняли самбу, ча-ча-ча, румбу, пасодобль и джайв, вторые -- вальс, танго, венский вальс, фокстрот и квикстеп. Танцорам пришлось попотеть, ведь из 30--40 пар каждой категории в финал выходило только семь. Кстати, всего на конкурс прибыло около 300 пар из 11 стран: Украины, России, Беларуси, Молдовы, Италии, Болгарии, Швейцарии и т.д.

Работали в четыре захода: 1/8 финала, 1/4, полуфинал и финал. Каждый раз ребята танцевали одно и то же, но зрителям это было только на руку -- удовольствие растягивалось. Если вначале все чинно расположились на трибунах, то к середине вечера сползли поближе к танцплощадке. Чем вызвали недовольство среди родителей юных танцоров и VIP-гостей, оккупировавших пластиковые столики, стоящие по всему периметру площадки.

Сама же сидящая "элита" вела себя отнюдь не благовидно: под ноги танцующим то и дело летели пробки из-под шампанского. Охрана "шикала" на них, одновременно пытаясь подобрать опасный для танцующих предмет. И без того те достаточно получали царапин и синяков от соперников. Судьям тоже доставалось: пары то и дело норовили вытолкнуть их за пределы площадки. Не нарочно, конечно: в танце часто заносит не туда, куда надо, особенно начинающих танцоров. А ведь кроме правильной техники, судьями учитывается и умение лавировать на минимуме пространства.

Что же касается критериев оценки, то многое зависит от артистизма. Пожалуй, эта черта отличает бальные танцы от других видов спорта. В последнем конкурсе, например, ни одна пара не оставила как зрителей, так и судей равнодушными.

Латиноамериканская программа начиналась с самбы. Юниоры превзошли сами себя. Глаза многих зрителей были прикованы к двум парам -- из Молдовы и Украины ("наши" завоевали первое место). Сама по себе самба -- главный танец бразильского карнавала, и этим все сказано. Но когда, по сути, малявки начали выделывать бедрами то, что многие из нас видели только по телевизору в исполнении пышногрудых мулаток, зал взвыл. Ча-ча-ча -- не менее заразительная. Не раз ловила себя на том, что ноги так и норовят сплясать фигуры "нью-йорк" или "погоню". Кстати, по одной из версий ча-ча-ча происходит от африканских ритуальных танцев, ритм которых выстукивается палками по... высушенным черепам. Но в ча-ча-ча нет ничего мрачного, напротив, это светлый и задорный танец.

Эротическая подоплека румбы заставила зал на миг умолкнуть. Румба -- это танец любви. Партнерша скользит и обвивается вокруг своего партнера, как бы соблазняя его. Вот где судьи могут оценить артистизм пары. К слову, на все про все отводится 70--80 секунд. Разделите их на 11--13 пар, которые одновременно "умирают от страсти" на площадке. Представляете, каково судьям?

Джайв -- далекий предок рок-н-ролла -- стряхнул оцепенение. Завершающим "экзаменом" юниоров был пасодобль -- стилизация основных фигур, выполняемых тореро на арене. Партнер -- тореадор, а партнерша -- плащ. Короткие, резкие движения корпуса, акцентированные позы, неожиданные повороты -- все в духе корриды.

Когда зазвучал вальс, зрители словно перенеслись на несколько столетий назад. Вышивка, блестки, перья, драпировки женских платьев подчеркнуты строгими линиями мужских фраков. Наверняка, не мне одной захотелось примерить что-то подобное. Да вот беда: эти сногсшибательные наряды стоят не одну тысячу у.е. Добавьте сюда стоимость аксессуаров, членские взносы, плату за уроки, семинары, участие в конкурсах. Получается, танцы (как, в общем-то, и другие виды спорта) -- занятие не для бедных. И не для слабохарактерных. Не секрет, что многие ломаются, не выдерживая не столь физической, сколько эмоциональной нагрузки: судьи занижают оценки, с партнером не сошлись характерами, в конце концов, ноги "не так стоят"...

Поэтому, когда увидела плачущих девчушек, которые вылетели после 1/4 финала якобы из-за "паркетной политики", так и хотелось сказать, что четверть -- это "уже что-то", а не "еще ничего". И вообще, в танцевальных конкурсах главное -- участие. Это вам не гимнастика или балет, где к 30-ти годам спортсмены выбывают из игры, довольствуясь ролью тренеров. В танцах те, "кому за тридцать", переходят в разряд "сеньоров".

Говоря о венском (быстром) вальсе, отмечу, что профессиональный вариант во многом отличается от клубного. Их роднит разве что мужская инициатива: партнер ведет, партнерша следует. Что уж говорить о фокстроте! Движения очень хитрые ("фокс" в переводе с английского -- означает "лиса"), ноги ставятся в одну линию -- след в след -- получается лисья походка. Более легкий в исполнении квикстеп (быстрый фокстрот). Прыжки, подскоки и резкие повороты делают танец очень живым и жизнерадостным. Недаром исполнители улыбались на все тридцать два.

А вот танго -- характерный танец из категории испанского фламенко. Брови исполнителей мгновенно сходились на переносице при первых же звуках музыки. По темпераментности он напоминает пасодобль. В свое время против танго выступали французские епископы. Их возмущало чрезмерное прижимание партнеров во время танца. Те, кто танцевал, считались грешниками и могли быть лишены святого причастия. Пресса тоже не жаловала танец. В "Нью-Йорк Таймс" даже была напечатана статья "Опасность танго больше, чем немецкий империализм!" Несмотря на это, танго любим народом. И очень популярен среди режиссеров фильмов. Вспомните хотя бы "Аромат женщины" (1992), в котором танцуют танго Аль Пачино и Габриэлла Анвар, или "Правдивую ложь" (1994), где столь изысканный танец исполнял сам "мистер неповоротливость" Арнольд Шварценеггер.

История каждого танца похожа на бестселлер с известными именами и грандиозными интригами. Но то, что происходило на площадке спорткомплекса "Меридиан", не менее захватывающее. И заразительное. Честно говоря, в моей голове по сей день крутится шальная мысль: что ли и себе пойти на танцы?