1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №78 (1423) за 07.04.2003

АЛЕКСЕЙ КОСТУСЕВ: "МЫ ВСЕГДА "НАСТУПАЕМ" НА ЧЬИ-ЛИБО ИНТЕРЕСЫ..."

Гость нашего пресс-клуба известен как главный (и непримиримый!) борец с монополистами -- глава Антимонопольного комитета Украины Алексей Костусев.

-- Алексей Алексеевич, кажется, вы возглавляете самую грозную структуру -- в ее названии присутствует приставка "Анти..." То есть вы как бы запрограммированы на конфликт...

-- Антимонопольный комитет Украины защищает экономическую конкуренцию. А конкуренция -- это прежде всего интересы. То есть мы всегда "наступаем" на чьи-либо интересы.

Наше кредо -- создавать конкурентную среду. Не всем это нравится, иногда мне звонят, что-то просят -- но это бесполезно. К сожалению, недобросовестная конкуренция -- явление распространенное. Это касается не только предприятий, но и миллионов наших людей, которых нечестные производители пытаются ввести в заблуждение, будто бы они купили продукцию известной мировой фирмы с отменным качеством продукта, когда это совсем не так. Например, так было с зубной пастой "Промис", которую делали не в Индии, а в Болгарии, с вином -- совсем не грузинским, не "Ахашени", не "Хванчкара", а сделанным на Западной Украине...

-- Много ли у нас монополистов?

-- На начало года в нашем перечне насчитывалось 374 предприятия, действующих и занимающих монопольное положение на 558 общегосударственных рынках. А также 4315 предприятий, занимающих монопольное положение на 7000 региональных рынках.
Самые большие монополисты известны всем -- "Укртелеком", "Укрзалізниця", "Укрпочта" и так далее.

-- Нужно ли бороться с монополистами? Ведь это именно они, как свидетельствует мировой опыт, двигают вперед науку, технику, производство. Без монополий было бы невозможным создание компьютеров, телефонов, спутников...

-- Что такое естественная монополия? Это сфера, где конкуренция экономически нецелесообразна и практически невозможна. Ведь нельзя провести в наши дома две разных теплосети, установить несколько разных кранов с водой от разных поставщиков или телефонные провода от нескольких операторов городской связи, чтобы потребитель мог выбрать, что ему больше нравится. Очень распространено злоупотребление монопольным положением, когда фирма-монополист фактически диктует потребителям свои условия, в том числе ценовые, а покупатели и заказчики вынуждены соглашаться, поскольку выбора нет.

-- А какие нарушения допускают наши монополисты? И часто ли?

-- В прошлом году к нам поступило 3123 заявления от юридических и физических лиц -- около 10 заявлений ежедневно. Мы выявили 2010 нарушений законодательства о защите экономической конкуренции. Зафиксировано 411 нарушений, которые совершили органы власти и местного самоуправления. У нас были претензии и к уважаемым (и влиятельным) министерствам – Минэкономики, Министерству внутренних дел, Министерству аграрной политики. Самое громкое дело -- в отношении Министерства внутренних дел: оказалось, сотрудники паспортных столов требовали, чтобы люди, выезжающие за рубеж, покупали страховые полисы в компании "Кредо-Классик". И сами сотрудники МВД занимались распространением этих страховых полисов. Другие компании на этом рынке не работали: им вход был закрыт... Мы провели расследование, Министерство устранило этот перекос.

-- Как вы воздействуете на монополистов-нарушителей?

-- Самый распространенный способ -- штраф. И не только у нас, но и во всем мире. Например, на Западе не редкость, когда какой-нибудь витаминный картель, допустив малейшее нарушение, получает предписание уплатить, скажем, 900 млн. долларов. Недавно были наложены штрафы по 200, 100 млн. дол. на такие фирмы, как "Мерседес", "Фольксваген". Иногда они даже сомневаются, не перегибают ли сами палку. Например, когда рассматривают вопрос: а нормально ли, что в фирменном магазине "Мерседес" продаются только автомобили фирмы "Мерседес", и нет Опеля или Ауди. То есть когда у покупателя ограничена возможность выбора...

По нашим меркам, это очень большие цифры. У нас средние суммы -- 10--20 тысяч гривен.

В 2002 году мы наложили штрафов почти на 5 млн. грн. С нашими решениями далеко не всегда соглашаются, обжалуют их... Помимо штрафов, нарушители возмещают сумму необоснованно полученной прибыли, а также убытки, которые понесло государство из-за их деятельности. В целом же в результате мероприятий по развитию конкуренции и защите законных интересов потребителей предотвращены нарушения и возмещены убытки на сумму около 910 млн. грн.

Конечно, штрафы -- не самоцель. Мы учитываем и то, что многие предприятия находятся не в лучшем экономическом положении. Понимаем, что штраф тут же будет переложен на плечи простых потребителей -- например, в виде повышения цены на продукцию.

-- Какая сфера "запущена" больше всего?

-- В момент моего назначения Президент дал поручение: в первую очередь -- защита простого потребителя, особенно в коммунальной сфере. Мы это и делаем. Комитет постоянно контролирует законность и обоснованность формирования тарифов на коммунальные услуги. Это очень болезненная проблема. Недавно, например, завершили рассмотрение дела против Одесского горисполкома. В Одессе за внутридомовые потери воды жителей заставляли платить два раза! А потери воды составляют около 40%. Мы предложили изменить этот ход событий, прекратить двойной учет и вернуть деньги, которые, с нашей точки зрения, с потребителей взяли необоснованно.

-- Дайте "полезный совет" -- допустим, обычный гражданин, рядовой потребитель считает, что его права нарушены. Куда ему обращаться? И главное: какова перспектива решения его проблем? Ведь мы понимаем, что люди в суд не пойдут – туда обращаются в последнюю очередь, а часто -- не обращаются...

-- Безусловно, надо не молчать, а письменно обращаться в Антимонопольный комитет, а еще лучше -- в наши отделения, которые есть в каждом областном центре. А по поводу перспектив -- я уже ответил. Большинство жалоб потребителей обоснованы, и мы эти обращения удовлетворяем. Например, проблема перерасчетов за некачественные коммунальные услуги. Даже сейчас далеко не все знают, что жэк обязан самостоятельно делать перерасчет, если, например, в квартиру не подается горячая вода или в подъезде не работает лифт. За последние годы по нашей инициативе жэки сделали перерасчеты -- на 800 млн. грн. Это деньги, которые сэкономили, как вы выразились, рядовые граждане...

Был и такой случай. Звонят мне из Одессы (я сам из Одессы) и говорят, что жэк сделал перерасчет на 500 грн., а теще сделали перерасчет всего на 250 грн. Мол, разберитесь, почему тещу обидели?.. Есть большая надежда на то, что произойдут дальнейшие изменения в этом плане и в столице. В конце прошлого года в Киеве было принято распоряжение, которым утверждена методика проведения перерасчетов за услуги централизованного отопления и водоснабжения. Это конкретный документ, направленный на усиление ответственности исполнителей и гарантирующий защиту прав потребителей.

-- Расскажите о нарушениях "главных" монополистов -- "Укрзалізниці", например.

-- Отрасль транспорта относится к наиболее монополизированным. Плохой традицией стало то, что мы непрерывно судимся с "Укрзалізницей". Железнодорожники, например, навязывали предприятиям дополнительную услугу -- ведомственную поверку весов для взвешивания вагонов, а это не предусмотрено нормативными документами. Много работаем и для предотвращения нарушений. Например, было договорено не включать в стоимость плацкарты стоимость питания (а это хотели сделать). Удалось избежать повышения стоимости билетов и "навязывания" этих дополнительных услуг.

На сегодня функции хозяйствования на железной дороге и функции регулирования сосредоточены в одних руках. Одна из аксиом рыночной экономики гласит, что этого быть не должно! Иначе будет господствовать ведомственный интерес. Эта ситуация порождала и порождает многочисленные нарушения. Впервые за годы разговоров дело сдвинулось с места: правительство наконец-то одобрило проект Указа Президента Украины "О национальной комиссии регулирования транспорта". Это революция в экономических отношениях. То есть тарифы будет устанавливать не ведомство, а независимые эксперты.

-- Давайте "пройдемся" по другим естественным монополистам: почта, связь...

-- Отрасль связи тоже является одной из наиболее монополизированных. Тарифы предусматривают поминутную оплату услуг телефонной связи с округлением неполной минуты разговора до полной. Например: разговор длился 15 секунд, а платить нужно за минуту. Или: разговор длился 62 секунды, а платить нужно за 120. То есть округление происходит не в пользу потребителя. Более того, в разных регионах округление производится по разным методикам.

Мы неоднократно обращали внимание связистов на то, что сегодня имеются технические возможности для учета каждой секунды разговора, прежде всего на цифровых АТС, и пора отказаться от однобокого округления в свою пользу. Мы инициируем переход только на посекундный учет разговоров.

Я могу привести конкретные примеры. Киевская областная дирекция "Укртелекома" перестала устанавливать телефонные номера по государственным расценкам в порядке очереди и принуждала клиентов к установлению номеров по "договорной" цене. Ясно -- здесь ущемление прав потребителя. На "Укртелеком" был наложен штраф в размере 100 тыс. грн. -- они не согласны, мы судимся.

Правилами пользования местной телефонной связи предусмотрено: если услуга не по вине потребителя не предоставляется более 5 суток, нужно провести перерасчет. В Ивано-Франковске наотрез отказались выполнять это требование. Мы наложили штраф, в бюджет была перечислена незаконно полученная прибыль.

Грешит и "Укрпочта". Киевская областная дирекция, принимая платежи за электроэнергию от населения, установила монопольно высокую цену на эту услугу (в 1,5--2 раза выше, чем в других областях). И, что характерно, плата для разных потребителей была разной. Мы исправили ситуацию.

На сегодняшний день, аналогично с транспортной сферой, есть проект указа и о создании независимого "регулятора" связи, он тоже прошел согласование Кабмина. С уверенностью могу сказать, что независимый регулятор связи будет создан.

-- А есть ли примеры по продуктам питания?

-- Мы очень предметно поработали по хлебобулочным изделиям. Вы помните ситуацию, когда зерно подешевело на 50%, а цена на хлеб осталась прежней? Когда Президент прислал телеграмму с указанием разобраться, Комитет выявил массу случаев злоупотребления монопольным положением. Многие были наказаны. Цены на хлебобулочные изделия снизились по стране в среднем на 16%.

-- В начале разговора вы сказали, что на вас давят, вам звонят. Разве на вас так легко надавить? И кто давит?

-- Бывает, что звонят и мне, и моей семье, говоря, что у нас будут проблемы. Примеры приводить не буду, дабы не раздувать это дело. Часто приходят люди, желая обсудить какие-то, как они говорят, "личные" вопросы -- я вообще отказываюсь от таких встреч. У меня никаких личных отношений на этот счет нет. Я делаю свое дело.

Вообще же мы стараемся работать максимально гласно, максимально открыто. Правда, есть и курьезы. В одно из наших территориальных отделений недавно пришел человек с заявлением о том, что его обижает невестка. Ему объяснили, что АМКУ этими вопросами не занимается, а он говорит: "Если не вы, то кто же?"

-- Почему вы решили стать экономистом? В застойные годы это была непопулярная профессия...

-- У меня отец был военным моряком, капитаном первого ранга. Умер рано -- в 54 года. Мой дедушка тоже был военным -- командиром дивизии, летчиком. Его репрессировали в 1937 году. А предки мои сражались еще с французами под Бородино в 1812 году. Я тоже был бы военным, но не смог пойти на службу по состоянию здоровья. Решил поступить в Институт народного хозяйства. И почувствовал, что экономикой заниматься мне нравится. В этой науке есть своя красота, внутренняя логика. Экономика мне нравится больше, чем политика: здесь присутствует конкретность, четкость причин и следствий, меньше закулисных игр и интриганства. Институт закончил с отличием в 21 год. Через три года защитил диссертацию. Планировал остаться в вузе навсегда, но начались новые времена, перестройка -- и я вместе со страной начал новую жизнь.
Сергей ЗАХАРИН, Ольга ТОМАШЕВСКАЯ, Ростислав ЦУРКАН, Сергей ПОНОМАРЕНКО,
Елена ЛУКИНА, Наталья ЯВОРСКАЯ, Любовь ЖМАКИНА "Сегодня"