1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №79 (1424) за 08.04.2003

ЧТО ДАЕТ АВТОМОБИЛИСТУ СТРАХОВКА

Прежде чем получить разрешение сесть за руль, водитель обязан сначала "доказать" свою безопасность для окружающих: обследоваться у психиатра и нарколога, сдать экзамены, предоставить машину на техосмотр. А вот в "странах капитализма" каждый владелец автомобиля должен пройти еще одну процедуру -- оформить страховку, обеспечивающую "финансовую компетентность" водителя на случай ДТП.

В нашей стране существует три вида автострахования: во-первых, страховка самого транспортного средства, во-вторых, гражданской ответственности, в-третьих, страхование здоровья и жизни людей, находящихся в салоне.

Страхование гражданской ответственности -- это страховка на случай, если виновником аварии, повлекшей за собой убытки или травмы, являетесь вы! В Украине страховка гражданской ответственности обязательна (по закону), хотя на самом деле она "полуобязательна" (так как никакого наказания за ее отсутствие не предусмотрено). Цену услуги определяет государство, стоимость годичного полиса для легковушки -- от 71 до 141 гривни. У страховщиков "железная" логика -- чем больше автомобиль, тем он может причинить больший ущерб. В прошлом году было продано около миллиона полисов. В других странах за страхованием автомобилей ведется жесткий контроль -- например, в Польше владельца авто без страховки штрафуют на 3 тысячи злотых.

Максимальная сумма выплаты -- 25,5 тысяч гривен, минимальная -- 500. Если сбили человека, страховая компания заплатит ему не больше 8,5 тысяч гривен. Сумма компенсации просчитывается с точностью до копейки: важно, кем человек работал, сколько зарабатывал, кто находится на иждивении. За каждый день нетрудоспособности (неважно, сломан палец или обе ноги) сбитый пешеход получает 17 гривен (а за месяц набегает 510 грн.). Статистика показывает, что в прошлом году средняя компенсация за порчу имущества составляла чуть больше 10 тысяч гривен, а за травму при ДТП -- лишь 530 гривен. В нашей стране жизнь ценится дешевле имущества!..

Если случилась авария, нужно дождаться инспекторов ГАИ и в трехдневный срок проинформировать об этом страховую компанию. Страховку однозначно не получит тот, кто находился за рулем под воздействием алкоголя или наркотиков. Если полис оформлен на одного человека, а за рулем находился кто-то другой (даже по доверенности), -- компания не заплатит. Не действует страховка при форс-мажорных обстоятельствах (государственный переворот, военные действия).

Вторую строчку продаж занимает КАСКО -- страховка от практически всех рисков (угон, ДТП, поломка и т.д.). Многие украинцы приобретают новые иномарки, часто в кредит, по условиям которого оформление такой страховки обязательно. Цена услуги -- 4-5 процентов от стоимости машины. Застраховать машину можно и по отдельным статьям КАСКО (самые популярные -- против ДТП и угона). Но есть и ряд "но": при страховании, скажем, от угона, владельца вынудят поставить противоугонную систему.

Говорят, что мошенники замешаны в двух процентах дел, связанных с автодорожными происшествиями. Например, водитель может оставить свою старенькую машину открытой, а потом заявить страховой компании: караул, обокрали! Поэтому владельцы никогда не получают полную стоимость угнанной машины -- счастливым себя может считать тот, кому вернули хотя бы 80 процентов от суммы ущерба. Во время оценки страховщики безжалостно занижают стоимость автомобиля, а износ рассчитывается на момент аварии и за год машина "дешевеет" в среднем на 10 процентов.

Без страхового полиса "зеленая карта" невозможно выехать за границу, даже в Белоруссию. Дорога открыта лишь на Россию. По сути, "зеленая карта" является взаимопризнанием национальных полисов ряда стран. Например, водитель-француз, попав в аварию, скажем, в Италии, может быть уверенным, что его страховка в этой стране действует и спасет от любых (или почти любых) издержек. Идея "зеленой карты" родилась в Скандинавии полвека назад и быстро завоевала популярность в Шенгенской зоне (европейских странах, где действует безвизовый режим). Как сообщили "Сегодня" в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины, наша страна является членом "зеленой карты" уже пятый год. Международная страховка для легковушек, вплоть до микрофургонов, на 15 дней стоит 111 гривен, а на год может потянуть почти на две тысячи. Впрочем, большие, на первый взгляд, "поборы" просто смешны по сравнению с астрономическими суммами исков, которые "вламывают" иностранцы. Рекордной стала выплата 1998 года, когда водитель с Украины умудрился "наколотить" заграничного добра аж на 240 тысяч гривен!