1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №80 (1425) за 09.04.2003

В НОВОМ БАЛЕТЕ БЕЖАРА ГОВОРЯТ, ПОЮТ И МОЮТ ПОЛЫ

Свой новый балет Морис Бежар -- величайший французский хореограф, танцовщик и новатор посвятил Матери Терезе Калькуттской. По словам автора, он стремился воплотить на подмостках ее символ веры, ее религию, ее общественную и личную жизнь. Главную роль в балете исполняет звезда современного балета, 65-летняя бразильская танцовщица Марсия Хайде, основательница школ в Штуттгарте и Сантьяго.

"Когда Морис пригласил меня в свой новый спектакль, мне было все равно, что танцевать, поскольку работать с ним -- большое счастье, -- сказала Марсия Хайде. -- В этой постановке я больше актриса, чем танцовщица. Когда-то мне приходилось быть "уборщицей" (именно так называл то, что я делала на сцене, хореограф Кранк), у другого балетмейстера я вывозила танцовщика на тележке. В роли Матери Терезы я, по словам Бежара, должна мыть полы. Что ж, я люблю это делать у себя дома: мою, чищу, прибираю, занимаюсь своим садом. Правда, все меньше времени остается на эти занятия, так же, как на живопись. А вообще -- я люблю жизнь, и не отказываю себе ни в чем: ем и пью как любой человек. У меня остались очень хорошие воспоминания о Киеве после предыдущего приезда (такое впечатление, что город никогда не засыпает, его энергия пульсирует даже ночью), мне понравилась украинская кухня, особенно -- водка"...

Новая компания (именно так называют в Европе подобные коллективы) под названием "Compaine M" была основана в 2002 году, в нее вошли 15 выпускников балетной школы Мориса Бежара в Лозанне. У этого хореографа -- великолепное чутье на таланты. Он собрал, пожалуй, самую стильную молодую труппу в современном балете. Каждый из 15 танцовщиков -- звезда первой величины. Спектакль "Мать Тереза и Дети мира" пронизан идеей Любви и Единения. До чего проста и гениальна символика Бежара: зарождение жизни, общее дыхание под стук сердца, слепое блуждание и объединение в круг.

Еще в 60-е годы Бежар совершил неслыханный переворот в балете, используя в своих постановках не только уникальное световое и звуковое оформление, но и голос. Жаль, что спектакль был на французском... И все-таки здорово, что существует этот -- не знающий барьеров -- волшебный язык музыки и танца! Голос солиста покорил публику, а слова Матери Терезы не требовали перевода. Сколь трогательна сцена: мужчина несет на руках женщину, а потом женщина -- мужчину. Истинная гармония взаимоотношений. В который раз нам напомнили, что, несмотря на всю непохожесть, разное вероисповедание и язык, несмотря на множество испытаний -- болезни, голод, войны, все мы -- дети Мира, и все трудности преодолеваются нашей Любовью. Апофеозом спектакля стал смех в грозу и "Аве, Мария" на восточный лад.