1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №84 (1429) за 14.04.2003

ЖАРУ СНИМАЛИ В ОКТЯБРЕ, А НА ЖИВОГО ЛЬВА ДЕНЕГ НЕ ХВАТИЛО

Вы знаете, как в кино рождается тонкая французская штучка -- например, залитый солнцем южный городок, в котором стоит жара и жутко хочется сидра? Рецепт готов: снимать его надо в декорациях, в холодной "партизанской" (по выражению режиссера) Беларуси в октябре, при температуре -- 3--4, когда артистов в легких летних костюмах "бьет" колотун, и вне съемочной площадки они ходят в сапогах. Именно так рождался новый телефильм успешного российского режиссера Дмитрия Астрахана "Тартарен из Тараскона" по мотивам одноименного романа Альфонса Доде. Его премьера состоялась недавно в рамках "Русских сезонов в Украине", которые представляет "Кинотавр". На этот раз в Киев приехали президент кинофестиваля Марк Рудинштейн, режиссер и исполнители: главной роли -- Анатолий Равикович (помните знаменитого Хоботова из "Покровских ворот"?) и не совсем главной роли -- Александр Абдулов. А еще в фильме занята Инна Ульянова (прославленная теми же "Покровскими воротами" и рекламой моющих средств), Александр Филиппенко, Николай Караченцов.

Режиссер Дмитрий Астрахан начинал в театре (более 30 спектаклей), и вот уже 13 лет вместе со своим неизменным сценаристом Олегом Даниловым работает в кино ("Перекресток", "Все будет хорошо", "Изыди", "Ты у меня одна", "Леди на день", телесериал "Зал ожидания"). Вообще он приобрел славу эдакого "режиссера-многостаночника", одновременно снимая несколько проектов. Наверное, поэтому некоторые его работы называют откровенной халтурой, например "Контракт со смертью" или "Желтый карлик" с Еленой Прокловой и Александром Абдуловым.

"Тартарена" Астрахану заказали на РТР, дали серьезный бюджет в более чем полмиллиона долларов, что, по признанию режиссера, "в профессиональном плане позволило ни в чем себе не отказывать". По этому поводу Равикович-Тартарен на пресс-конференции обиженно заметил, что "на живого льва, необходимого по сюжету, денег не хватило". Таки да, компьютерный лев уж слишком выделялся не в лучшую сторону из декорационного пространства фильма. Кстати, снять в реальном французском Тарасконе тоже не получилось -- пришлось построить киношный (но эффектный!) городок на любимой студии продюсера Валерия Тодоровского "Беларусьфильм". Как известно, с продюсерами Астрахану не всегда везло.Так, на картине "Подари мне лунный свет" со звездными Натальей Андрейченко и Николаем Еременко режиссер разругался с продюсером, а заодно и с актерами из-за разногласий по поводу концовки и убрал свое имя из титров. На сей раз все остались довольны друг другом: "Валерий понял главное -- сделал правильный выбор и дальше нам не мешал".

Почему-то и журналистов, и зрителей удивил выбор классической темы и героя. На что Астрахан ответил: "Меня смущает все то, что сейчас идет на экранах -- нечто жестко-примитивно-бандитско-проституциированно-сериальное. Захотелось сделать светлый костюмированный фильм с позитивным романтическим героем и доказать, что такие картины и герои в наше время могут быть востребованы". Это уж точно, сегодня зритель созрел для восприятия нормальных сюжетов и героев, и если им чаще показывать это, наверное, и рейтинги будут выше. "Этот фильм про то, что никогда не поздно в этой жизни все поменять и реализоваться",-- сказал Дмитрий Астрахан. И еще -- о неравнодушии, о том, что человеку нужно всегда давать шанс. Здесь наконец-то в полной мере проявилась та самая уникальная способность режиссера, о которой сказал Алексей Герман, рекомендовавший Дмитрия в кино: "Астрахан умеет говорить легко о серьезном".

Но уж кто не угадал -- то ли режиссер, то ли сценарист или все вместе, попавшие в плен жесткого хронометража двухсерийного фильма (хотя материал тянул на односерийный) -- неизвестно. Но уже где-то на середине он драматургически пробуксовует: слишком много "заигравшейся" пары аферистов. И тут понимаешь, что, хотя он и снят на кинопленку, его, действительно, нужно смотреть только по ТВ. Пока действие топчется на месте, как в элементарном телеспектакле, можно на быструю руку приготовить ужин или послушать новости на другом канале, а потом вернуться уже к развязке фильма, где, наконец-то, действие вырывается с театральной сцены -- и небо видно, и воздушные шары летают, и новые актеры, в лице Сергея Никоненко, появляются.

А что же главный герой? Актер санкт-петербургского Театра комедии Анатолий Равикович, как выяснилось, привык доверять взгляду со стороны -- и не только супруги, актрисы Ирины Мазуркевич, но и режиссеров. Он рассказал, что единственный раз не поверил постановщику на фильме "Покровские ворота", где Анатолию Юрьевичу казалось, что режиссер Козаков неправильно "прочитывает" сценарий. Актер очень сильно переживал и даже комплексовал. И оказался неправ. На "Тартарене" подобного не случилось, тем более с Астраханом они сделали уже не один спектакль в Питере, в том числе и по этой пьесе. А на вопрос -- похож ли на него трусоватый наивный герой-чудак, Анатолий Юрьевич искренне ответил: "Всегда существует некая связь между артистом и теми героями, которых он играет. Мне близки люди негероические, даже слабые, но которым хватает силы воли сделать в своей жизни маленький подвиг".

Некоторые коллеги уже назвали "Тартарена из Тараскона" претендентом на главный приз будущего "Кинотавра" -- возможно, потому, что Марк Рудинштейн в свое время поддержал другой фильм Астрахана "Ты у меня одна" с Мариной Нееловой и Александром Збруевым и таки "выбил" ему президентский приз. Но прогнозы всегда вещь поспешная...