Выпуск газеты Сегодня №87 (1432) за 17.04.2003
НАРДЕПОВ БУДУТ ШТРАФОВАТЬ?
В Законе "О статусе народного депутата" определено, что правоохранительные органы могут привлечь к уголовной ответственности народного депутата лишь после того как Верховная Рада даст свое согласие на это. В регламенте Верховной Рады подробно расписана сама процедура принятия решения законодательным органом. Недолгая история украинского парламентаризма свидетельствует, что "позитивные" решения в таких вопросах выносятся Радой неохотно. Очевидно, дает о себе знать корпоративная солидарность.
Обезопасив себя по части криминала, депутаты как-то выпустили из поля зрения ответственность административную. И теперь нужно или вносить поправки в закон, или корректировать свою деятельность. Конечно, депутаты вполне обезопасены от применения такого вида административного наказания как, например, за уклонение от медицинского осмотра. Или даже от наказания за мелкое хулиганство. Однако беглый анализ Кодекса об административных правонарушениях позволяет найти некоторые интересные статьи, которые, гипотетически, могут иметь некое отношение к депутатам. Например, ст.173-1 -- распространение неправдивых слухов; ст. 185-1 -- нарушение порядка организации митингов; ст. 186-2-- нарушение законодательства о выборах; ст. 186-4 -- нарушение законодательства о референдуме. По роду своей работы парламентарии, так или иначе, "внедряются" в зону действия этих статей.
Согласно кодексу, к административным взысканиям относятся: предупреждение, штраф, лишение специальных прав и даже исправительные работы. Пока сложно сказать, представляют ли эти "меры" угрозу для депутата. Интересно бы было посмотреть, например, на оштрафованного на три необлагаемых налогом минимальные зарплаты нардепа... Но в качестве "подслащения пилюли" можно рассматривать то, что Конституционным Судом определено также понятие неотложного приема депутата должностным лицом по вопросам депутатской деятельности. Вероятно, теперь парламентариям будет легче "вылавливать" отлынивающих от встреч чиновников.