1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №88 (1433) за 18.04.2003

ПОТОП КИЕВА ОТМЕНЯЕТСЯ?

В начале апреля за долги почти на сутки впервые полностью был обесточен Киевский судноплавный шлюз. По мнению специалистов, это могло стать причиной затопления половины столицы. Мы посетили объект, чтобы разобраться, как решается денежный вопрос и насколько отключения электроэнергии опасны для Киева. Вместе с тем, стали свидетелями открытия сезона навигации -- в водохранилище вышли два катера с баржами.

Прибыв на место, все четверо ворот застали закрытыми (на шлюзах, помимо основных, имеется пара ремонтных). Со стороны водохранилища "брамы" раздвинулись автоматически, а нижние, которые выводят на Киев, почти час расталкивал к бетонным стенам катер, поскольку на них движущие агрегаты не предусмотрены. Суда вошли в "горловину" шириной 18 метров, после чего еще одни ворота сомкнулись. Когда вода достигла нужного уровня, катера и баржи выпустили в рукотворное море.

Оказалось, 45 тыс. гривен долга уже погашены, а остальные 25 тыс. будут выплачены Вышгородской РЭС в ближайшее время. Часть денег поступит от госпредприятия "Укрбудшлях", которому подчинены шлюзы.

-- Вопрос с задолженностью скоро будет снят, -- заверяет Игорь Будник, главный инженер шлюза. -- После обесточивания 2 апреля, о котором нас предупредили загодя, райэлектростанция пошла на уступки и повторно шлюзы не отключала. Кстати, подачу электричества предлагали возобновить вечером того же дня, но мы не готовы были его принять -- организовали свое освещение, и люди разошлись по домам. Поэтому подключились утром 3 апреля.

Откуда же долги? Причина не только в высоких тарифах на электроэнергию. С осени прошлого года бюджетное финансирование предприятия почти прекратилось. Деньги уходили на зарплату сотрудникам (средняя -- 280 грн.), а расчет за "свет" оставили на потом. При годовом плане предприятия в 120 тыс. грн., 70 тыс. долга -- огромная сумма. Самим же шлюзам "тока" нужно немного. Львиная доля его идет на отопление помещений, сварку, токарные станки.

Игорь Валентинович подтвердил, что полностью отключать энергию все-таки не должны были, поскольку судноплавный шлюз -- предприятие повышенной опасности, входящее в систему общей дамбы ГЭС. Но если у соседей все в порядке, то водным "воротам" столицы государство уделяет мизерное внимание, хотя они нуждаются в капитальном ремонте (проект на новую систему уже есть). Нужны не огромные деньжищи, которые предприятие сразу и не освоит, а вливания для зимних работ, когда сезон шлюзования закрыт.

Четыре года назад столичные власти отремонтировали одни ворота за свои деньги. Но этого недостаточно. Шлюз построен в 60-х годах. С тех пор его ворота не меняли, хотя на Западе они служат не более десяти лет. Киевские отработали свыше двух сроков и уступают в возрасте разве что Каховским (им -- полвека). Надо отдать должное проектантам, предусмотревшим обесточивание и подключение к другим источникам питания.

-- Аварийный источник -- Киевская ГЭС, -- поясняет главный инженер. -- Кроме того, есть генератор, который может обезопасить объект. Когда нас отключили, все ворота были закрыты. Шлюз не работал, и реальной угрозы для Киева не было. Даже если представить, что все ворота исчезнут, то водохранилище сольется всего на три с половиной метра -- помимо металлических ворот есть бетонный порог. Хотя, кто его знает...

Опасно, когда со стороны моря нарастает лед. Если его не разбивать, он может раздавить ворота. Но при этом глыбам нужно преодолеть еще три металлические "стены".

-- До перестройки мы пропускали много больших судов, катеров, самоходок, -- продолжает Будник. -- Сегодня грузопотока почти нет -- фактически шлюз стал тупиковым. Однако в этом году его более-менее задействует Беларусь. Насколько нам известно, стране нужно перевезти вниз по Днепру 150 тыс. тонн калийных солей. Если этому суждено сбыться, количество шлюзований вырастет до 600--700.

Справка "Сегодня" За сезон навигации в застойные времена шлюзований было около 9 тыс., в прошлом году -- 470. Бетонная камера наполняется водой за 15--20 минут, а в первой половине 80-х это происходило за 8 минут.

Отечественные суда в водохранилище выходят редко. Вверх по течению нет больше строительств и мест отдыха. Там -- "зона". Кстати, вопрос о спуске Киевского моря сегодня не стоит, поскольку под толщей воды покоится радиоактивный ил. Раньше предлагалось осушить водоем, засыпав дно отработанными горными породами с Донбасса. Проект -- дорогостоящий, и реализовать его в наше время нереально.