Выпуск газеты Сегодня №89 (1434) за 19.04.2003
"Я ДОКАЗАЛА, ЧТО Я НЕ АРТИСТКА ХОРА"
"В ТЕАТРЕ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, ЧТО СТЕПОВОЙ НЕТ"
-- Вам помогает в жизни такое известное имя -- Валентина Степова?
-- По-разному бывает, конечно. Если относятся уважительно, это, конечно, приятно. Но бывает и другая сторона: некоторые люди считают, что раз есть имя, значит, я настолько богата, что и денег можно с меня сорвать побольше...
Недавно один район в Хмельницкой области отмечал юбилей. Пригласили меня -- землячка все-таки. Я была там впервые, и люди не знали, как говорить с народной артисткой. Я никак не могла понять, почему люди так напряжены. С одной стороны, чувствуешь себя неловко, а с другой -- конечно, приятно ощущать такое трепетное отношение к себе.
Не люблю, когда люди в жизни стараются как-то особенно себя преподносить, как говорят сейчас, "понты наводят". Не понимаю тех, кто все время играет какую-то роль -- может быть, потому что много работаю на сцене...
-- А не стала ли эта простота и нежелание играть в какие-то "игры" причиной вашего ухода из Национальной оперы Украины?
-- Из театра я не уходила, а просто перешла на контракт. Во-первых, потому что много занята в своей концертной деятельности и не могу быть привязана к театру. Прекрасно понимаю, что тем, кто ежедневно ходит в театр на работу, было обидно, что я бывала там редко, еще реже пела на сцене, а получала, предположим, такую же зарплату, как и остальные.
Но есть у этой проблемы и другая сторона. Я в театре не пою не потому, что не хочу, а потому, что мне просто не дают петь спектакли. Под любым предлогом. У меня очень напряженный рабочий график, поэтому я должна знать о своем спектакле как минимум за месяц. К слову, за рубежом у артистов театра весь год расписан. У нас в театре тоже была подобная практика, когда я пришла в труппу.
Бывали и такие случаи: я готовлюсь к спектаклю, а буквально за три дня мне сообщают, что я петь не буду, потому что, видите ли, какая-то звезда возжелала петь в этот вечер. Я была молода и понимала, что должна терпеть, и была долгое время "на подхвате"...
Как-то (я тогда только пришла в театр) у одной нашей звезды что-то случилось с глазом в день спектакля. Утром мне позвонили из режуправления и говорят: "Валентина, сегодня вечером вы должны петь "Травиату". А я сама больна: голоса вообще нет, температура 38,2. Я говорю, что не могу петь, потому что у меня температура. "Мы собьем температуру -- вы спасаете спектакль". -- "Но у меня голоса нет..." -- "Будете петь тихонечко". Я должна была отказаться! Но я настолько ответственный человек, что побоялась подвести театр: меня ведь попросили спасти спектакль! Сейчас я, конечно, понимаю, что не имела права этого делать. Голос -- прежде всего, ведь это мой главный инструмент! Но тогда была еще глупенькая... И пошла в таком состоянии петь спектакль. Можете себе представить, что это было такое! Как я пела -- не знаю, видимо, почти шепотом.
В итоге я спасла спектакль. А после этого на мне поставили клеймо: мол, у Степовой нет голоса. Потом были разные вопросы, слезы и страдания... Мне снисходительно дали возможность "реабилитироваться" после того, как я попросила предоставить возможность спеть "плановый" спектакль, чтобы было время подготовиться. Спела, потом поинтересовалась у директора, как развивается ситуация. А он мне ответил: "Ты поешь? Пой. Пока". Другими словами -- не задавай лишних вопросов.
Еще один момент: в театре в фойе второго этажа висят портреты солисток в роли "Травиаты" -- много фотографий, разные исполнительницы Виолетты. Там есть все мои коллеги, с которыми я пела в спектакле. А моего портрета вы там не найдете! В театре меня не существует. За эти 10 лет там сделали все, чтобы показать, что Валентины Степовой нет.
-- И тем не менее, публика на спектаклях, в которых занята Валентина Степова, всегда есть, и, надеюсь, еще будет! И лишние билеты спрашивают...
-- Помню, какой была реакция на мою, по мнению некоторых корифеев, "наглость": сразу, как только пришла, провести в театре свой сольный концерт в двух отделениях, с оркестром народных инструментов под управлением народного артиста Украины Виктора Гуцала. Кстати, это был мой первый сольный концерт -- в декабре 1993 года. Для меня это был серьезный рубеж, ведь это не два-три произведения спеть, и даже не спектакль. Сейчас уже, конечно, смешно вспоминать то волнение. А тогда Виктор Емельянович, отвечая на мой вопрос, верит ли он в меня, сказал: "Верю. Ты споешь, и все будет хорошо. Но после этого у тебя появится очень много врагов. Ты должна быть готова -- тебе этого не простят". Я, конечно, сказала, что не боюсь. Действительно, так все и вышло. Друзья помогли мне тогда выпустить мои портретные афиши -- тогда еще никто этого не делал. Я была такая наивная! Принесла свои афиши в театр и все ждала, когда их повесят. Их повесили. Но чуть ли не в последний день перед концертом и в таком месте, где их практически не было видно! Потом мне рассказали, что одна солистка театра устроила скандал в кабинете заместителя директора: мол, как это так? Она только пришла, и вы ей сразу сделали портретную афишу! А мы столько лет уже работаем, и никто нам такого не сделал. Она ведь не знала, что я сама побеспокоилась о себе!
Эта ненависть ко мне возникла с самого начала. Ну, ради Бога! Значит, я чего-то стою в этой жизни, иначе до меня никому не было бы дела. Раньше я страдала, даже плакала, когда у меня отбирали спектакль. В театре всегда был такой неписаный закон: если певец поет дебют, то и в следующем спектакле он обязательно должен петь, чтобы закрепить партию. Мне ни единого раза такой возможности не предоставили. Я всегда должна была делать это мысленно... И работать приходилось в основном на подмене, или, например, в праздничные дни, на Великдень. В такие дни вообще нельзя давать никакие спектакли -- это грех большой.
В конце концов, я поняла, что в жизни не самое большое счастье -- спеть спектакль. И не главное -- борьба с ветряными мельницами. Есть и более интересные моменты.
-- А что именно?
-- Важнее и интереснее -- чтобы то, чем ты занимаешься, было в радость. А вообще в последнее время для меня стало самым важным общение с теми людьми, с которыми приятно и комфортно, которые меня понимают. И, пожалуй, все. Думаю, это самое важное, и для этого человек пришел в этот мир. А вовсе не для того, чтобы бороться непонятно за что, непонятно с чем и непонятно во имя чего.
-- Но, может быть, надо бороться во имя себя, во имя своих интересов?
-- Не бороться, но добиваться своей цели. Трезво, здорово. Говорят, все средства хороши – да. Но, опять-таки, человек должен выбирать, какими он может воспользоваться, а какими – нет. А еще есть и другая сторона. Я – верующий человек, и мне иногда кажется, что человеку просто посылаются испытания. Ты можешь пойти по этому пути и добьешься своего, но чем это отзовется потом? Всегда нужно задумываться, что будет потом? Я это очень четко понимаю, ощущаю, и это для меня самое главное.
"НЕ МОГУ ОГРАНИЧИВАТЬ СЕБЯ"
-- Валентина, как вы определяете свое амплуа?
-- Ой, я не знаю. Я работаю в разных жанрых! Мне все так интересно, что не могу ограничиться чем-то определенным. По-моему, публика меня воспринимает как романтическую, лирическую певицу. А с другой стороны -- если взять оперетту с ее легкостью, юмором, танцами -- все это во мне тоже есть. Только пока негде это выплеснуть и показать в полной мере, как я могла бы это сделать. Конечно, над этим надо работать, и вообще, жанр оперетты требует большой и серьезной работы. В оперной студии я спела два спектакля: в "Летучей мыши" Штрауса -- Адель и в "Фиалке Монмартра" Кальмана -- Виолетту. Это было чудесное время. Сейчас они уже не идут. Получилось так, что "Фиалку" поставили на меня, это было мое -- музыка гениальная. Я спела, потом ушла в театр, спектакль недолго продержался. Жалко...
-- Если бы сейчас поставили классическую оперетту для Валентины Степовой, вы бы не отказались спеть?
-- Все должно быть на высокопрофессиональном уровне! Если собрать классных исполнителей, сделать это достойно и красиво -- был бы успех. Но опять же: кто-то должен ходить и выпрашивать у спонсоров деньги на постановку... Хочется придти и просто предложить такой проект, чтобы люди поняли, что это необходимо. Хотя и не знаю, кому и почему.
-- По-моему, наша публика уже истосковалась по красивым опереточным спектаклям и пошла бы в театр.
-- А у нас это никого не интересует в театре, никому это не надо. Ведь руководство знает, что на меня публика идет, но это всем безразлично. У нас уже давно забыли, что такое Певец, Имя. Нет практики постановки спектаклей "на имена". Это неправильно, ведь публика идет прежде всего на исполнителей.
-- Во всем мире артисты работают на контрактах и исполняют те партии, в которых максимально могут показать себя. А у нас по-прежнему действует "совковая" система: все певцы должны стоять в очереди на один и тот же спектакль, и пусть кто-то попробует отказаться петь, к примеру, партию второго плана!
-- Но это право каждого: певец никогда не будет петь то, что, по его мнению, не подходит его голосу. Если артист сделает то, что противоречит его убеждениям один раз, ему придется делать это и во второй, и в третий раз... В свое время я отказалась петь в "хоре" Виолетт и Альфредов дуэт из оперы "Травиата". Это придумал один наш известный режиссер (ныне покойный): шесть или восемь исполнителей, имена которых даже не называют в концерте, поют один дуэт. Я участвовала в этом номере три года подряд, а потом сказала: "Вы знаете, я тоже певица, могу и сольный номер спеть!.. В общем, уже около десяти лет в правительственные программы меня не приглашают. Но я доказала, что я не артистка хора, я -- Валентина Степова!
-- По-моему, вам и сейчас это приходится доказывать, организовывая самостоятельно свои концерты, записывая диски и так далее.
-- Да, это так. Главное – чтобы рядом были люди, которые меня понимают и поддерживают, чтобы вдохновение не покидало, потому что планов творческих много. Нужно только, чтобы хватило сил и вдохновения, чтобы все это воплотить в жизнь, пока я это еще могу. В принципе, не так уж и много времени осталось...
Я прекрасно понимаю, что век певицы не слишком долгий. Это мужчина чем старше, тем интереснее. А женщина имеет определенный срок, и никуда от этого не денешься. Хотя, на днях я смотрела по телевизору интервью Людмилы Гурченко. Вот это -- пример для подражания! Ей задали вопрос, почему ее недолюбливают коллеги. Она ответила: "Потому что они знают, что делают все хуже меня и не могут этого мне простить. Но я не в обиде, потому что уверена в себе!.. Она многое пережила, но осталась Людмилой Гурченко, а тех "великих", которым она в свое время мешала, не видно и не слышно.
"Я НЕНАВИЖУ СКАНДАЛЫ!"
-- Вы очень мудрая женщина. Мудрость дается не каждому человеку. Одни люди порхают по жизни не задумываясь (им, конечно, намного легче), а другие стараются глубоко постичь все. А почему бы вам не заняться преподавательской деятельностью?
-- Пока рано: я еще молода, и у меня очень насыщенный рабочий график певицы. А совмещать я не могу, потому что очень серьезно и ответственно ко всему отношусь. Однажды уже был такой опыт -- один год я преподавала вокал в Университете культуры. Приходила с занятий просто мертвая от усталости. Поэтому когда придет время, и я буду меньше петь, может быть, начну преподавать. Я очень хорошо чувствую певцов, слышу голос. Главное ведь услышать его и развить, а не поломать по собственному образу и подобию.
-- У вас в этом плане есть и свой опыт. Валентина, по-моему, вы никогда не были замечены ни в одном скандале, и даже несмотря на то, что в прессе время от времени появлялись некоторые "выпады" в ваш адрес, вы ни разу не ответили.
-- Я ненавижу скандалы и конфликты! Были ситуации, когда мне очень хотелось ответить. Уже готова была поднять трубку и набрать номер, договориться о встрече и сказать все, что думаю. Но в такие моменты я старалась сдержаться и подождать денек. Потом, когда эмоции утихают и включается разум, я задавала себе вопрос: "А чем же ты будешь лучше тех, кто вызывает тебя на конфликт, если ответишь тем же? Ты будешь такая же, как они".
И еще: я убеждена в том, что на такие попытки тебя "укусить" не надо отвечать в прессе. Лучше сделать что-то такое, чтоб все восхитились.
-- И еще одно доказательство -- очередной компакт-диск.
-- Да, это уже шестой альбом. Первым вышел CD "Оперные арии", потом был "Классические шлягеры", затем "Соловейко", "Волошкове поле", после сольного концерта в "Украине" мы выпустили альбом "Best of best", и, наконец, музыка Рахманинова. Конечно, сейчас, уже с этой своей позиции, на этом уровне мастерства я хотела бы по-новому спеть оперные арии -- ощущаю себя и свой голос немножко иначе. Столько есть красивых арий, которые, к сожалению, редко исполняются! Возможно, свой новый рубеж я начну с программы классических арий...