1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №89 (1434) за 19.04.2003

"Я ДОКАЗАЛА, ЧТО Я НЕ АРТИСТКА ХОРА"

Кажется, еще совсем недавно ВАЛЕНТИНА СТЕПОВА считалась начинающей. В этом году певица отмечает 20-летие творческой деятельности. И если несколько лет назад для певицы было пределом мечтания называть себя солисткой Национальной оперы, то сегодня она счастлива от ощущения своей свободы.

"В ТЕАТРЕ СДЕЛАЛИ ВСЕ, ЧТОБЫ ПОКАЗАТЬ, ЧТО СТЕПОВОЙ НЕТ"

-- Вам помогает в жизни такое известное имя -- Валентина Степова?

-- По-разному бывает, конечно. Если относятся уважительно, это, конечно, приятно. Но бывает и другая сторона: некоторые люди считают, что раз есть имя, значит, я настолько богата, что и денег можно с меня сорвать побольше...

Недавно один район в Хмельницкой области отмечал юбилей. Пригласили меня -- землячка все-таки. Я была там впервые, и люди не знали, как говорить с народной артисткой. Я никак не могла понять, почему люди так напряжены. С одной стороны, чувствуешь себя неловко, а с другой -- конечно, приятно ощущать такое трепетное отношение к себе.

Не люблю, когда люди в жизни стараются как-то особенно себя преподносить, как говорят сейчас, "понты наводят". Не понимаю тех, кто все время играет какую-то роль -- может быть, потому что много работаю на сцене...

-- А не стала ли эта простота и нежелание играть в какие-то "игры" причиной вашего ухода из Национальной оперы Украины?

-- Из театра я не уходила, а просто перешла на контракт. Во-первых, потому что много занята в своей концертной деятельности и не могу быть привязана к театру. Прекрасно понимаю, что тем, кто ежедневно ходит в театр на работу, было обидно, что я бывала там редко, еще реже пела на сцене, а получала, предположим, такую же зарплату, как и остальные.

Но есть у этой проблемы и другая сторона. Я в театре не пою не потому, что не хочу, а потому, что мне просто не дают петь спектакли. Под любым предлогом. У меня очень напряженный рабочий график, поэтому я должна знать о своем спектакле как минимум за месяц. К слову, за рубежом у артистов театра весь год расписан. У нас в театре тоже была подобная практика, когда я пришла в труппу.

Бывали и такие случаи: я готовлюсь к спектаклю, а буквально за три дня мне сообщают, что я петь не буду, потому что, видите ли, какая-то звезда возжелала петь в этот вечер. Я была молода и понимала, что должна терпеть, и была долгое время "на подхвате"...

Как-то (я тогда только пришла в театр) у одной нашей звезды что-то случилось с глазом в день спектакля. Утром мне позвонили из режуправления и говорят: "Валентина, сегодня вечером вы должны петь "Травиату". А я сама больна: голоса вообще нет, температура 38,2. Я говорю, что не могу петь, потому что у меня температура. "Мы собьем температуру -- вы спасаете спектакль". -- "Но у меня голоса нет..." -- "Будете петь тихонечко". Я должна была отказаться! Но я настолько ответственный человек, что побоялась подвести театр: меня ведь попросили спасти спектакль! Сейчас я, конечно, понимаю, что не имела права этого делать. Голос -- прежде всего, ведь это мой главный инструмент! Но тогда была еще глупенькая... И пошла в таком состоянии петь спектакль. Можете себе представить, что это было такое! Как я пела -- не знаю, видимо, почти шепотом.

В итоге я спасла спектакль. А после этого на мне поставили клеймо: мол, у Степовой нет голоса. Потом были разные вопросы, слезы и страдания... Мне снисходительно дали возможность "реабилитироваться" после того, как я попросила предоставить возможность спеть "плановый" спектакль, чтобы было время подготовиться. Спела, потом поинтересовалась у директора, как развивается ситуация. А он мне ответил: "Ты поешь? Пой. Пока". Другими словами -- не задавай лишних вопросов.

Еще один момент: в театре в фойе второго этажа висят портреты солисток в роли "Травиаты" -- много фотографий, разные исполнительницы Виолетты. Там есть все мои коллеги, с которыми я пела в спектакле. А моего портрета вы там не найдете! В театре меня не существует. За эти 10 лет там сделали все, чтобы показать, что Валентины Степовой нет.

-- И тем не менее, публика на спектаклях, в которых занята Валентина Степова, всегда есть, и, надеюсь, еще будет! И лишние билеты спрашивают...

-- Помню, какой была реакция на мою, по мнению некоторых корифеев, "наглость": сразу, как только пришла, провести в театре свой сольный концерт в двух отделениях, с оркестром народных инструментов под управлением народного артиста Украины Виктора Гуцала. Кстати, это был мой первый сольный концерт -- в декабре 1993 года. Для меня это был серьезный рубеж, ведь это не два-три произведения спеть, и даже не спектакль. Сейчас уже, конечно, смешно вспоминать то волнение. А тогда Виктор Емельянович, отвечая на мой вопрос, верит ли он в меня, сказал: "Верю. Ты споешь, и все будет хорошо. Но после этого у тебя появится очень много врагов. Ты должна быть готова -- тебе этого не простят". Я, конечно, сказала, что не боюсь. Действительно, так все и вышло. Друзья помогли мне тогда выпустить мои портретные афиши -- тогда еще никто этого не делал. Я была такая наивная! Принесла свои афиши в театр и все ждала, когда их повесят. Их повесили. Но чуть ли не в последний день перед концертом и в таком месте, где их практически не было видно! Потом мне рассказали, что одна солистка театра устроила скандал в кабинете заместителя директора: мол, как это так? Она только пришла, и вы ей сразу сделали портретную афишу! А мы столько лет уже работаем, и никто нам такого не сделал. Она ведь не знала, что я сама побеспокоилась о себе!

Эта ненависть ко мне возникла с самого начала. Ну, ради Бога! Значит, я чего-то стою в этой жизни, иначе до меня никому не было бы дела. Раньше я страдала, даже плакала, когда у меня отбирали спектакль. В театре всегда был такой неписаный закон: если певец поет дебют, то и в следующем спектакле он обязательно должен петь, чтобы закрепить партию. Мне ни единого раза такой возможности не предоставили. Я всегда должна была делать это мысленно... И работать приходилось в основном на подмене, или, например, в праздничные дни, на Великдень. В такие дни вообще нельзя давать никакие спектакли -- это грех большой.

В конце концов, я поняла, что в жизни не самое большое счастье -- спеть спектакль. И не главное -- борьба с ветряными мельницами. Есть и более интересные моменты.

-- А что именно?

-- Важнее и интереснее -- чтобы то, чем ты занимаешься, было в радость. А вообще в последнее время для меня стало самым важным общение с теми людьми, с которыми приятно и комфортно, которые меня понимают. И, пожалуй, все. Думаю, это самое важное, и для этого человек пришел в этот мир. А вовсе не для того, чтобы бороться непонятно за что, непонятно с чем и непонятно во имя чего.

-- Но, может быть, надо бороться во имя себя, во имя своих интересов?

-- Не бороться, но добиваться своей цели. Трезво, здорово. Говорят, все средства хороши – да. Но, опять-таки, человек должен выбирать, какими он может воспользоваться, а какими – нет. А еще есть и другая сторона. Я – верующий человек, и мне иногда кажется, что человеку просто посылаются испытания. Ты можешь пойти по этому пути и добьешься своего, но чем это отзовется потом? Всегда нужно задумываться, что будет потом? Я это очень четко понимаю, ощущаю, и это для меня самое главное.

"НЕ МОГУ ОГРАНИЧИВАТЬ СЕБЯ"

-- Валентина, как вы определяете свое амплуа?

-- Ой, я не знаю. Я работаю в разных жанрых! Мне все так интересно, что не могу ограничиться чем-то определенным. По-моему, публика меня воспринимает как романтическую, лирическую певицу. А с другой стороны -- если взять оперетту с ее легкостью, юмором, танцами -- все это во мне тоже есть. Только пока негде это выплеснуть и показать в полной мере, как я могла бы это сделать. Конечно, над этим надо работать, и вообще, жанр оперетты требует большой и серьезной работы. В оперной студии я спела два спектакля: в "Летучей мыши" Штрауса -- Адель и в "Фиалке Монмартра" Кальмана -- Виолетту. Это было чудесное время. Сейчас они уже не идут. Получилось так, что "Фиалку" поставили на меня, это было мое -- музыка гениальная. Я спела, потом ушла в театр, спектакль недолго продержался. Жалко...

-- Если бы сейчас поставили классическую оперетту для Валентины Степовой, вы бы не отказались спеть?

-- Все должно быть на высокопрофессиональном уровне! Если собрать классных исполнителей, сделать это достойно и красиво -- был бы успех. Но опять же: кто-то должен ходить и выпрашивать у спонсоров деньги на постановку... Хочется придти и просто предложить такой проект, чтобы люди поняли, что это необходимо. Хотя и не знаю, кому и почему.

-- По-моему, наша публика уже истосковалась по красивым опереточным спектаклям и пошла бы в театр.

-- А у нас это никого не интересует в театре, никому это не надо. Ведь руководство знает, что на меня публика идет, но это всем безразлично. У нас уже давно забыли, что такое Певец, Имя. Нет практики постановки спектаклей "на имена". Это неправильно, ведь публика идет прежде всего на исполнителей.

-- Во всем мире артисты работают на контрактах и исполняют те партии, в которых максимально могут показать себя. А у нас по-прежнему действует "совковая" система: все певцы должны стоять в очереди на один и тот же спектакль, и пусть кто-то попробует отказаться петь, к примеру, партию второго плана!

-- Но это право каждого: певец никогда не будет петь то, что, по его мнению, не подходит его голосу. Если артист сделает то, что противоречит его убеждениям один раз, ему придется делать это и во второй, и в третий раз... В свое время я отказалась петь в "хоре" Виолетт и Альфредов дуэт из оперы "Травиата". Это придумал один наш известный режиссер (ныне покойный): шесть или восемь исполнителей, имена которых даже не называют в концерте, поют один дуэт. Я участвовала в этом номере три года подряд, а потом сказала: "Вы знаете, я тоже певица, могу и сольный номер спеть!.. В общем, уже около десяти лет в правительственные программы меня не приглашают. Но я доказала, что я не артистка хора, я -- Валентина Степова!

-- По-моему, вам и сейчас это приходится доказывать, организовывая самостоятельно свои концерты, записывая диски и так далее.

-- Да, это так. Главное – чтобы рядом были люди, которые меня понимают и поддерживают, чтобы вдохновение не покидало, потому что планов творческих много. Нужно только, чтобы хватило сил и вдохновения, чтобы все это воплотить в жизнь, пока я это еще могу. В принципе, не так уж и много времени осталось...

Я прекрасно понимаю, что век певицы не слишком долгий. Это мужчина чем старше, тем интереснее. А женщина имеет определенный срок, и никуда от этого не денешься. Хотя, на днях я смотрела по телевизору интервью Людмилы Гурченко. Вот это -- пример для подражания! Ей задали вопрос, почему ее недолюбливают коллеги. Она ответила: "Потому что они знают, что делают все хуже меня и не могут этого мне простить. Но я не в обиде, потому что уверена в себе!.. Она многое пережила, но осталась Людмилой Гурченко, а тех "великих", которым она в свое время мешала, не видно и не слышно.

"Я НЕНАВИЖУ СКАНДАЛЫ!"

-- Вы очень мудрая женщина. Мудрость дается не каждому человеку. Одни люди порхают по жизни не задумываясь (им, конечно, намного легче), а другие стараются глубоко постичь все. А почему бы вам не заняться преподавательской деятельностью?

-- Пока рано: я еще молода, и у меня очень насыщенный рабочий график певицы. А совмещать я не могу, потому что очень серьезно и ответственно ко всему отношусь. Однажды уже был такой опыт -- один год я преподавала вокал в Университете культуры. Приходила с занятий просто мертвая от усталости. Поэтому когда придет время, и я буду меньше петь, может быть, начну преподавать. Я очень хорошо чувствую певцов, слышу голос. Главное ведь услышать его и развить, а не поломать по собственному образу и подобию.

-- У вас в этом плане есть и свой опыт. Валентина, по-моему, вы никогда не были замечены ни в одном скандале, и даже несмотря на то, что в прессе время от времени появлялись некоторые "выпады" в ваш адрес, вы ни разу не ответили.

-- Я ненавижу скандалы и конфликты! Были ситуации, когда мне очень хотелось ответить. Уже готова была поднять трубку и набрать номер, договориться о встрече и сказать все, что думаю. Но в такие моменты я старалась сдержаться и подождать денек. Потом, когда эмоции утихают и включается разум, я задавала себе вопрос: "А чем же ты будешь лучше тех, кто вызывает тебя на конфликт, если ответишь тем же? Ты будешь такая же, как они".

И еще: я убеждена в том, что на такие попытки тебя "укусить" не надо отвечать в прессе. Лучше сделать что-то такое, чтоб все восхитились.

-- И еще одно доказательство -- очередной компакт-диск.

-- Да, это уже шестой альбом. Первым вышел CD "Оперные арии", потом был "Классические шлягеры", затем "Соловейко", "Волошкове поле", после сольного концерта в "Украине" мы выпустили альбом "Best of best", и, наконец, музыка Рахманинова. Конечно, сейчас, уже с этой своей позиции, на этом уровне мастерства я хотела бы по-новому спеть оперные арии -- ощущаю себя и свой голос немножко иначе. Столько есть красивых арий, которые, к сожалению, редко исполняются! Возможно, свой новый рубеж я начну с программы классических арий...