1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №90 (1435) за 21.04.2003

ЕСЛИ МЕДИКИ ПОЛУЧАТ НОРМАЛЬНУЮ ЗАРПЛАТУ,

Еще в начале 90-х годов одними из наиболее престижных ВУЗов считались медицинские институты. Будущих врачей не смущали ни большие конкурсы, ни длительность и сложность обучения. В то время, когда их ровесники пробовали себя в написании бизнес-проектов, устраивались стажерами в представительства иностранных компаний, студенты-медики зубрили мертвую латынь, проводили вечера в "анатомках". Но приоритеты сменились...

Сегодня все реже говорят о престижности профессии врача. И не оттого, что медики недостаточно квалифицированы. Проблема в уровне финансирования медицинской отрасли, и, как следствие, -- оплаты труда медиков.

В Законе Украины "Основы законодательства Украины про охрану здоровья" есть пункт, где говорится: в государственных медучреждениях средние ставки и должностные оклады должны поддерживаться на уровне не ниже средней заработной платы работников промышленности. А мы получили в Министерстве охраны здоровья справку "О состоянии оплаты труда работников здравоохранения" и оказалось, что этот пункт не исполняется с 1996 года. Как результат -- заработная плата медиков отстает от уровня заработной платы работников промышленности более чем на 120 %. Судите сами: средний уровень оплаты труда в сфере образования -- 277 грн., в промышленности -- 512 грн., в здравоохранении -228,4 грн. (305,2 грн. имеют врачи, включая главных, 213 грн. -- средний медперсонал, 194,8 грн. -- младший).

Есть, конечно, и позитивные сдвиги. В сравнении с 2000 годом, зарплата медиков выросла в среднем на 25-30% в 2001, и на 15% -- в 2002 году. Однако эти результаты все же неутешительны, так как на сегодняшний день средняя зарплата в системе здравоохранения -- лишь 62% от прожиточного минимума. Вот и "болтается" отрасль на одном из последних мест по уровню оплаты труда.

Часто мои коллеги из СМИ заканчивают репортажи обвинениями в адрес чиновников из Министерства... здравоохранения. Наверное, думают, что отрасль отделилась от государства, и перешла на систему хозрасчета. Это не так. И несмотря на то, что размер минимальной зарплаты с января вырос до 185 грн., и обещает "дорасти" до 237 грн. в июле, где-то надо изыскать средства для доплаты до установленного минимума.

-- В местных бюджетах дополнительно предусмотрены средства на повышение зарплаты и пока отрасль справляется, -- прокомментировала ситуацию начальник Главного управления экономики МОЗ Украины Мария Вовк. Сложно только учреждениям, которые финансируются из госбюджета, так как для них финансовые средства на повышение оплаты труда в бюджете не предусмотрены. Но и там ищут выход: некоторых сотрудников переводят на полставки, некоторые должности -- сокращаются. Но парадокс все же не в этом. Уже на первом этапе повышения минимальной заработной платы, нарушились междолжностные и межквалификационные соотношения в оплате труда. Вот и получается, что сегодня сравнялся уровень зарплаты медсестер, санитарок и специалистов с высшим образованием.

Единственным верным выходом в сложившейся ситуации, -- говорит Мария Григорьевна, -- мы видим введение единой тарифной сетки, благодаря которой могут быть урегулированы существующие диспропорции.

О единой тарифной сетке заговорили еще в августе 2002 года. Постановлением Кабинета Министров было предусмотрено ее введение с января 2003 года. Министерства и ведомства предоставили Кабмину свои расчеты. А это только на здравоохранение от 32,6 миллионов гривен до 175,8 миллионов. Цифры даже на государственном уровне не маленькие

И все же для здравоохранения это даст возможность не только повысить уровень оплаты труда медперсоналу, но и разграничить вспомогательный, средний медперсонал, специалистов, врачей-хирургов, просто врачей, -- говорит Мария Григорьевна, -- Должностной оклад по разрядам единой тарифной сетки будет определяться путем умножения оклада 1 тарифного разряда на соответствующий тарифный коэффициент. Кратность между первым и двадцать пятым разрядом – 4,5 раза. Таким образом мы получаем адекватную разницу в зависимости от образования, специализации, прочих показателей.

Подход, конечно, правильный, вот только открытым остается вопрос: как скоро эти расчеты и обсуждения единой тарифной сетки будут реализованы?

В проекте программы деятельности правительства --"Открытость, деятельность, результативность" -- был обнаружен пункт в разделе 2.1. "Повышение качества жизни населения". Он декларирует стремление Кабмина перейти на единую тарифную сетку при оплате труда работников бюджетной сферы. Что ж, остается "болеть" за принятие программы и ждать реализации запланированного.

P.S. Кстати, Министерством здравоохранения Украины были выдвинуты предложения о внесении дополнений к 77 статье Основ законодательства Украины про охрану здоровья:
  • установить ежемесячные надбавки за выслугу лет в процентах к должностному окладу в зависимости от стажа медицинской работы в размерах: более 3 лет – 10%, более 10 лет – 20%, более 20 лет – 30%;
  • обеспечить бесплатное пользование квартирой с отоплением и освещением проживающим в сельской местности, поселках городского типа, а также пенсионерам, которые ранее работали в медицинской и фармацевтической сфере в этих населенных пунктах, предоставление льгот при оплате земельного налога, кредита на построение собственного хозяйства, приобретение автотранспорта;
  • обеспечить получение ежегодного вознаграждения в размере средней месячной зарплаты за особые достижения, качественное исполнение своих обязанностей, а также помощи на оздоровление в размере месячного должностного оклада при предоставлении ежегодного отпуска;
  • обеспечить доплату в размере 25% от должностного оклада за работу в государственных учреждениях охраны здоровья, находящихся в сельской местности.

Однако Министерство Финансов пока молчит в ответ...