1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №91 (1436) за 22.04.2003

ЗАЩИТНИКОВ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ХОТЯТ СДЕЛАТЬ "СВАДЕБНЫМИ ГЕНЕРАЛАМИ"

Информация о том, что функции защиты прав потребителей, которыми ведает Госкомитет по вопросам технического урегулирования и потребительской политики, хотят передать органам местной исполнительной власти, мягко говоря, удивила. Зачем ломать отработанную систему защиты населения от нечестных торговцев и поставщиков некачественных услуг? Ведь защитники прав потребителей имеют над жуликами реальную, установленную законом власть и четкий механизм исполнения карательных санкций. А местные советы -- нет. За разъяснениями мы обратились к начальнику Главного Киевского городского управления по делам защиты прав потребителей Анатолию Гудзию.

-- Анатолий Андреевич, давайте рассмотрим эту проблему в правовом поле. Каким образом ваше управление и аналогичные структуры в других регионах оберегают украинцев от некачественных товаров и услуг?

-- Статья 5 Закона Украины "О защите прав потребителей" позволяет нам: давать субъектам хоздеятельности предписания о прекращении нарушений прав потребителей; проверять качество продаваемых товаров, беспрепятственно осматривая любые помещения; отбирать образцы продукции для экспертизы; проводить контрольные проверки правильности расчетов; прекращать и запрещать реализацию и отгрузку товара, выполнение работ и оказание услуг, а также временно -- и деятельность предприятий, включая опломбирование производственных и других помещений; изымать некачественные товары и фальшивые документы; подавать иски в суд, выступать как третье лицо на стороне потребителя; передавать материалы проверок органам дознания или предварительного следствия; налагать финансовые санкции на виновных. Статьи 26, 27 закона "О рекламе" также дают нам право контролировать его соблюдение.

-- И каковы санкции за перечисленные нарушения?

-- В первую очередь -- штрафы, размер которых определяют Админкодекс Украины, законы "О защите прав потребителей" и "О рекламе". А они, поверьте, немалые.

-- Что произойдет, если 90% ваших подчиненных перейдут в соответствующие подразделения местных органов власти и будут бороться со злоупотреблениями оттуда?

-- В этом случае, согласно ст. 10--1 Закона "О защите прав потребителей" "Полномочия органов местного самоуправления по защите прав потребителей", они смогут всего лишь: рассматривать обращения потребителей, консультировать их; обнаружив некачественный товар, сообщить об этом в территориальное управление по делам защиты прав потребителей; просить орган, выдавший недобросовестному поставщику товаров или услуг разрешение (лицензию), приостановить его действие; приостанавливать либо прекращать продажу товаров; подавать иски о защите прав потребителей. И все!

-- Но, насколько мне известно, статья 26 упомянутого закона дает такие же полномочия и общественным организациям, которые, кстати, не финансируются из бюджета?!

-- Совершенно верно.

-- Возникает закономерный вопрос: что делать тогда потребителю в случае нарушения его прав? Обратится он в орган местного самоуправления, там рассмотрят его заявление, проконсультируют. На этом и закончится? Вряд ли кто-то бесплатно напишет за него иск, как делают сегодня в управлениях по делам защиты прав потребителей?

-- Скорее всего, этого человека направят к знакомому юристу, сидящему где-то рядом и берущему за свои услуги немалые деньги, которых у большинства пострадавших нет. Я же хочу напомнить, что в минувшем году только по Киеву от обиженных граждан поступило 3700 жалоб и заявлений, 94% которых решены положительно. Потребителям вернули 1,3 млн. грн, в том числе 660 тыс. -- через суд. Кроме того, в госбюджет направлено 2,7 млн. грн. -- значит, каждый из 120 моих подчиненных в 2,7 раза окупил затраты государства на его содержание. В первом квартале этого года рассмотрены 1000 обращений, две трети уже решены в пользу потребителей. Виновные добровольно возместили им около 175 тыс. грн., по суду -- еще 40 тыс.

-- Подведем итоги. Если в столичном управлении по делам защиты прав потребителей останется, условно говоря, 20 человек, придется вам либо трудиться круглые сутки и без выходных, что, нереально, либо превратиться в "свадебных генералов", не имеющих физической возможности бороться с недобросовестными торговцами и работниками сферы услуг. Которые, уверен, "по достоинству" оценят нововведение.

-- Да, нельзя ставить телегу впереди лошади. Сначала необходимо подготовить законодательную базу. Рубанув с плеча, мы только развалим все, что было создано для защиты прав потребителей более чем за 10 лет. Кстати, в утвержденной Указом Президента "Программе защиты прав потребителей на 2003--2005 гг.", над выполнением которой мы работаем, говорится о взаимодействии органов исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению защиты прав потребителей, а не о подмене ими наших функций без должных правовых оснований.