1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №92 (1437) за 23.04.2003

БЫВАЕТ ЛИ СЛИВОЧНОЕ МОРОЖЕНОЕ НА РАСТИТЕЛЬНОМ МАСЛЕ?

Мелкими буквами на тыльной стороне упаковки прочитала: "Мороженое сливочное ореховое". Среди ингредиентов числились, в частности, масло растительное, орехи или ореховый наполнитель. Во-первых, насколько мне не изменяет память, в старые добрые временя в состав сливочного мороженого входило только сливочное масло, во-вторых, я хочу знать точно: найду ли в лакомстве хоть один настоящий орех, или только почувствую его отдаленный привкус.

Сюрпризы, кстати, не всегда приятные, ожидают потребителя потому, что на сегодняшний день нет единого государственного стандарта на производство мороженого. Члены Ассоциации украинских производителей мороженого полагают, что покупатель должен достоверно знать содержимое покупаемого лакомства. Причем написано это должно быть большими буквами на лицевой стороне пакетика. Если производитель пишет на товаре "Пломбир с изюмом", то потребитель должен быть уверен, что лакомство приготовлено традиционно -- из сливочного масла, сгущенного молока, стабилизатора (причем натурального -- желатин, агар-агар), бурякового сахара и изюма.

Кстати, растительных масел в лакомстве не следует бояться. Высококачественные растительные жиры полезны, но достаточно дороги (полтора доллара за килограмм). Опасаться следует дешевых растительных жиров (по 40--50 центов за килограмм). Их применяют те производители, которые снижают себестоимость продукции за счет снижения качества товара (а таких у нас немало).

А вот тем предприятиям, которые заботятся о своем престиже и о здоровье потребителя, приходится сегодня очень нелегко. Некоторые ингредиенты (стабилизаторы, какао, те же растительные жиры и др.) закупают у известных фирм за границей. И сырье, и готовый продукт проверяют на дорогостоящем лабораторном оборудовании -- кое-какие приборы стоят около 70 тысяч долларов. Наконец, некоторые фирмы даже доставляют свой товар непосредственно в товарные точки, а для этого нужен специально оборудованный транспорт.

По словам директоров предприятий, себестоимость одной порции высококачественного мороженого в вафельном стаканчике, на основе исключительно натуральных ингредиентов -- 50--60 копеек. А это значит, что со всеми торговыми наценками да 20% налогом на добавленную стоимость на прилавок оно попадает по цене не менее 75--80 копеек за штуку.

Быстрее всего народ расхватывает дешевое мороженое, дорогое же продается дольше, но магазины берут его для поддержания ассортимента. Торт-мороженое покупают даже не каждый день. Если же "мерзлую радость" реализует гастроном, производители обычно дополнительно обеспечивают его холодильником. В некоторых магазинах предлагают товар четырех-пяти конкурирующих между собой производителей, причем в фирменных холодильниках.

В нашей стране один человек потребляет в среднем три--четыре килограмма мороженого в год. Для сравнения: в развитых странах Европы один гражданин съедает 14--15 килограммов. Кстати, украинцы чаще выбирают пломбир в вафельных стаканчиках (55%), на втором месте эскимо -- 25--30%, и всего 10% приходится на долю семейного весового.

И еще немного статистики. В год в Украине производится более 100 тысяч тонн мороженого примерно на 650 миллионов гривен. Экспортируем мы чуть менее тысячи тонн национального молочного продукта на сумму 4--5 миллиона гривен. Ввозим мороженое из Литвы, Германии и России.