1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №95 (1440) за 26.04.2003

ТАЙНЫ ТУРИНСКОЙ ПЛАЩАНИЦЫ

В течение нескольких веков в соборе итальянского города Турин хранится полотно длиной 4,36 м и шириной 1,1 м. На его желтовато-белом фоне выступают расплывчатые пятна коричневых тонов. Издали в расположении этих пятен вырисовываются очертания человеческой фигуры -- мужчины с бородой и длинными волосами. Предание гласит, что это Плащаница самого Иисуса Христа, которой было обернуто его тело. Он вышел из нее так же, как после Воскресения проходил сквозь закрытые двери. С тех пор мы каждый год празднуем Пасху -- один из самых светлых христианских праздников.

ПРОЯВИЛ ПЛЕНКУ И ОЦЕПЕНЕЛ

Для западноевропейского обывателя второй половины XIV века она появилась "неизвестно откуда" в городке Лирей под Парижем, в имении графа Жоффруа де Шарни, который унес с собой на тот свет тайну ее появления во Франции. В 1375 году полотно было выставлено в местной церкви, как истинная Плащаница Христова. Это привлекло в храм множество паломников, но тогда же возникли и сомнения в ее подлинности. Позже одна из наследниц графа подарила полотно своей подруге, герцогине Савойской, которая построила для реликвии в городке Шамбери прекрасную часовню. В 1578 г. престарелый архиепископ Милана Карл Борромео, причисленный католической церковью к лику святых, отправился пешком в Шамбери на поклонение Святой Плащанице. Чтобы избавить старца от перехода по зимним Альпам, полотно вынесли ему навстречу. Эта встреча состоялась в городе Турин, в соборе св. Иоанна Крестителя, где полотно находится и сегодня.

Несмотря на то, что за свою историю Плащаница трижды горела, она чудом сохранилась. Чтобы очистить от копоти, ее несколько раз варили в масле, стирали, но удалить изображение оказалось невозможно.

До 1969 года научное изучение полотна ограничивалось исследованиями его фотографий. Первый снимок сделал фотограф-аматор Секондо Пиа в 1898 году на Международной выставке в Париже, где Плащаница была представлена как плохо сохранившееся произведение религиозного искусства. Вечером того же дня Пиа опустил снимок в проявитель и оцепенел: на темном фоне негатива проявлялся фотопортрет Христа -- Лик с неземным выражением красоты и благородства.

Затем появились снимки и более совершенные. Всесторонне исследуя их, ученые пришли к выводу, что изображение на Плащанице возникло в результате присутствия действительно распятого тела, которое оставило на ней отпечаток типа фотографического негатива, в то время как пятна крови на полотне присутствуют в позитиве.

Лишь с 1969 года ученые были впервые допущены непосредственно к Плащанице. С этого времени ее изучением стали заниматься криминалисты, судмедэксперты, врачи, историки, химики, ботаники и нумизматы. Возникла даже особенная наука -- синдология (от лат. sindone -- плащаница). Ученые пришли к выводу, что пятое Евангелие (так стали называть реликвию), нерукотворно -- не является произведением художника и несет на себе признаки глубокой древности. На полотне не было найдено ничего, что опровергало бы евангельский рассказ о страданиях, крестной смерти, погребении и воскресении Христа.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ПОДДЕЛКА?

И вот, в то время, когда весь мир готов был признать существование Спасителя, в конце 1988 года появилось сенсационное сообщение: по данным радиоуглеродного метода, возраст Туринской Плащаницы равен... 600--730 годам. То есть датировать ее следует не началом христианской эры, а средневековьем -- 1260--1390 гг. Такой вывод сделали три независимые лаборатории Аризоны, Цюриха и Оксфорда. Архиепископ Туринский принял эти результаты и заявил, что Ватикан никогда не рассматривал полотно как реликвию, а относился к ней как к иконе. Многие с облегчением и злорадством вздохнули: "Миф рассеялся!" Возобновились попытки приписать изображение кисти Леонардо да Винчи или другого гениального художника. Возникла идея, что средневековые христиане-фанатики разыграли погребение Христа с одним из своих единоверцев и таким образом получили нерукотворное изображение. Но на эту гипотезу из-за ее абсурдности не обратили внимания даже атеисты.

Каким же образом ученые могли датировать возникновение полотна средневековьем, когда остальные исследования четко говорили о том, что Плащаница была сделана в евангельские времена?

Первым фактом, однозначно свидетельствовавшим в пользу древнего ближневосточного происхождения реликвии, является сама ткать -- льняное полотно, сотканное зигзагом 3 на 1. Такие ткани изготавливались на Ближнем Востоке в I--II вв. до н.э. -- I в. н.э. и получили название "дамаск". Среди волокон льна, в полотне обнаружены частицы хлопка переднеазиатского вида. Каким же научным потенциалом должны были бы обладать "мистификаторы" средних веков, чтобы предусмотреть подобные детали?

О древнем возрасте Плащаницы говорят и отпечатки монет, которыми были накрыты глаза Покойного. Это очень редкие монеты, чеканившиеся только около 30-го года от Р.Х., на них надпись "император Тиберий" (TIBEPIOY KAICAPOC) была сделана с ошибкой: CAICAPOC. Монеты с такой неточностью не были известны нумизматам до публикации фотографии Туринской Плащаницы. Лишь после этого в разных коллекциях было обнаружено пять таких монет.

Анализы Плащаницы позволили сделать вывод, что человек, который был в нее завернут, подвергался римской казни через распятие и еврейскому похоронному ритуалу. Некоторые детали этих обрядов стали известны в результате археологических раскопок лишь в последние десятилетия. В средневековье они представлялись иначе. В частности, вбивание гвоздей не в ладони, как это изображается на иконах, а в запястья.

Изучение состава пыльцы, собранной с ткани Туринской Плащаницы, подтверждает ее пребывание в Палестине и "путешествия" по Византии и Европе, что согласуется с историческими сведениями.

Изображение не было написано ни кистью, ни чем-либо еще, поскольку на нем нет следов направления, как это бывает на любой иконе или рисунке. Все попытки избавиться от цвета волокна с использованием 25 лабораторных растворителей закончились ничем -- образ на Плащанице удалить невозможно.

Двадцать лет понадобилось для того, чтобы доказать, что в радиоуглеродном анализе была допущена ошибка. Выяснилось, что причина неточности -- следы растительного масла, которым в средневековье реставрировали полотно после пожара. Эти внесенные извне органические вещества более позднего периода и стали причиной "омоложения" полотна.

Также был смоделирован пожар, при котором в 1532 году пострадала реликвия. После этого ученые определили, что она засорилась "молодым" углеродом. Это открытие стало еще одним аргументом, который доказывает, что Туринская Плащаница -- то самое полотно, в которое Иосиф Аримафейский обернул тело распятого Иисуса.

КАКОВ ОН БЫЛ?

Итак, на сегодняшний день достоверно известно, что на Плащанице находится изображение мужчины ростом 1,81 м, который имел мощное, пропорциональное телосложение, а также красивые семитские черты лица. С большой долей вероятности была установлена и его группа крови -- AB(IV)Rh(+).

Этому человеку было нанесено около 600 ран и ушибов по всему телу. На носу, правой щеке, веках и надбровных дугах видны раны от ударов палкой, на правой скуловой кости -- отек. Остались и следы вырывания волос вместе с кожей головы.

На Плащанице видны многочисленные следы крови, которая оставила на полотне пятна. Эти отпечатки возникли в результате прокалывания кровеносных сосудов шипами тернового венца. Он имел форму чепца, который охватывал всю голову. Хирурги насчитали 13 ран на челе и 20 -- сзади. Поскольку под кожей головы располагается сеть нервных окончаний, то терновый венец вызывал невыносимую боль, а также обильное кровотечение.

На всем теле видны раны от ударов римской плетью, в том числе на ягодицах, что свидетельствует о том, что перед бичеванием Христа раздели донага. Плеть представляла собой три длинных ремня, на концах которых были закреплены куски металла. Ударяясь, они вырывали кусочки кожи. На теле насчитано 120 ран от ударов плетью.

Бичевавших Иисуса было двое. Стоящий справа отличался более высоким ростом и наносил удары с явным садизмом. Иисус стоял слегка наклонившись, его руки были привязаны к столбу. Ремни плетей обвивали тело -- кроме спины, удары приходились на живот, грудь, голени и бедра.

Распятие было самым жестоким и унизительным видом истязаний, которые применялись во времена Иисуса. Руки прибивали к кресту гвоздями через запястья, а не через ладони, потому что только так они могли выдержать тяжесть висящего тела. Гвозди вбивались в пространство, называемое "щелью Дестота", между запястными костями. "Центральные нервы, -- пишет один из исследователей Туринской Плащаницы доктор П. Барбет, -- в которые попали гвозди, выполняют двигательную функцию, но одновременно являются и сигнализаторами боли. Эта боль ужасная, но переносимая. В противном случае человек потерял бы сознание".

Анализ следов от раны размером 1,5х4,5 см в правом боку, а также от обильного вытекания крови и жидкости, скопившейся в плевральной впадине, указывают на то, что непосредственной причиной смерти стал разрыв сердечной мышцы в результате инфаркта, после которого произошло просачивание крови в околосердечную сумку (там собралось около 2 л крови), а затем -- в плевральную впадину, вызвав гемоперикардию. Внезапный разрыв околосердечной сумки под влиянием сильного давления скопившейся там крови вызывает парализующую боль. Это и было, считают эксперты, причиной вскрика, после которого Иисус умер.

Специалисты по судмедэкспертизе, опираясь на знания о процессах сворачиваемости крови, утверждают, что тело Иисуса было обернуто в саван примерно через два с половиной часа после смерти и оставалось в нем до 36 часов, поскольку на полотне не осталось следов разложения. Более того, с полной уверенностью можно утверждать, что тело не вынималось из Плащаницы, поскольку на ней нет следов отрывания, а отчетливо видны нетронутые сгустки крови.

УВИДИМ ХРИСТА В 2025 ГОДУ

Сегодня, к сожалению, увидеть уникальное полотно невозможно. Последний раз главная христианская святыня выставлялась на всеобщее обозрение в 2000 году. "...Я был тогда в Турине, поэтому хорошо помню ажиотаж и обстановку вселенского праздника по случаю выставления реликвии в Туринском кафедральном соборе, -- рассказывает российский журналист Алексей Букалов. -- Билет я заказал за две недели по Интернету, указав день и час, и получил его бесплатно в большом шатре на Соборной площади, окруженном множеством сувенирных киосков, где торговали майками и значками с изображением Плащаницы. Я встал в хвост огромной очереди. Она медленно и молча двигалась зигзагами, вдоль этого потока людей стояли добровольцы, предлагавшие питьевую воду или помощь пожилым людям. По всему маршруту движения стенды рассказывали об истории Плащаницы, ее передвижениях по средневековому миру и о том, что паломникам предстояло увидеть в алтаре собора. Перед самым входом в храм заводили человек по 30--40 в большой зал с экранами, где эта информация была представлена в виде своеобразных клипов, под хоровое пение "Аллилуйя". А дальше -- иди и смотри. Хочешь -- верь, а хочешь -- не верь…"

По поводу показа Плащаницы в Турине была проведена пресс-конференция. Целью ее стал подробный рассказ о реставрации реликвии, которой она в большой тайне была подвергнута летом 1999-го. Были удалены 500 пятен и обгоревших участков, очищена от пыли льняная поверхность, заменена дублирующая ткань -- так называемая "голландская подкладка", пришитая монахинями в 1534 году. При встрече с журналистами главный хранитель Плащаницы кардинал Северино Полетто опроверг слухи, что полотно будет вновь выставлено на обозрение по случаю зимней Олимпиады 2006 года в Турине. Следующий его показ состоится не раньше 2025 года.

Что же касается копии священного для христиан савана, то ее можно увидеть даже не выезжая из Украины. 28 сентября прошлого года самая совершенная из семи существующих в мире копий Плащаницы была привезена из Минска во Львов и размещена в кафедральном соборе святого Юра. По словам главы украинской греко-католической церкви кардинала Любомира Гузара, после Пасхи она будет доставлена в Киев, в храм Святого Василия.