Выпуск газеты Сегодня №75 (1420) за 03.04.2003
ТРОЙНОЙ УДАР ПО ТАБАКУ И ВОДКЕ
Документ, внесенный на рассмотрение народными депутатами Юрием Артеменко, Александром Омельченко (фракция "Наша Украина") и Николаем Баграевым (группа "Народный выбор"), предлагает в основном устранить с телевидения рекламу алкогольных напитков. Правда, небольшая отдушина "телемагнатам", которых не смущает, что их рекламные деньги "пахнут" табаком и водкой, все же остается. Они могут прокручивать такую рекламу исключительно в ночное время. В прессе предлагается запретить размещение рекламы алкоголя и табака на первой и последней страницах издания. Такое же запрещение будет касаться и рекламы торговых марок. Законопроектом позволяется торговым маркам, производящим алкогольную продукцию, быть только спонсорами развлекательных и спортивных программ. Но и в данном случае будет разрешено только объявлять имя спонсоров без демонстрации продукции и без использования рекламных текстов.
С трибуны Верховной Рады Юрий Артеменко отметил, что в новой редакции закона предусматривается сокращение рекламных блоков до 5--7 минут (в отличие от сегодняшних 15--20). Он также подчеркнул, что, согласно законопроекту, религиозные и детские программы, а также документальные фильмы рекламой прерываться не будут. Кроме того, предлагается запретить спонсорство новостей, трансляцию иностранной телерекламы, которая не оплачена украинским телеорганизациям, а также установить четкие правила и ограничения, касающиеся внешней рекламы и рекламы на транспорте.
Законопроект, предложенный Александром Турчиновым (фракция БЮТ), в чем-то еще более суровый. Он предусматривает запрет рекламы даже слабоалкогольных напитков, а также торговых марок, под которыми выпускаются такие изделия и напитки. Также этот законопроект предлагает усилить ответственность за нарушение законодательства о рекламе, вдвое увеличить штрафы, если такое нарушение совершено повторно в течение года.
И, наконец, законопроект, предложенный внефракционным депутатом Леонидом Черновецким, полностью лишает поклонников Бахуса и любителей перекуров возможности узнать, чего же новенького изобретают для них наши "алкогольный" и "табачный" секторы промышленности. Данный законопроект устанавливает полный запрет на рекламу этих вредных для здоровья товаров.
Но, как и можно было предположить, крайности отсекаются. При обсуждении законопроектов в первом чтении явно больше депутатских симпатий было высказано первому из трех представленных документов. Как наиболее взвешенному и либеральному...
Сегодня депутаты примут решение о дальнейшей судьбе всех трех вышеперечисленных документов. А пока для газеты "Сегодня" свое мнение высказали парламентарии и "заинтересованные в рекламе лица".
Николай Баграев, сопредседатель депутатской группы "Народный выбор":
-- Сейчас объем рекламного телевизионного рынка Украины значительно уступает рынкам наших ближайших соседей -- Польши и России. Так, например, украинский рекламодатель тратит в среднем около 1,4 доллара на одного человека, а в Польше эта цифра составляет 14 долларов. Думаю, что такое соотношение не отвечает реальным возможностям украинского рекламного рынка. Изменив его, можно значительно увеличить и поступления в государственный бюджет.
Ирина Кузнецова, гендиректор рекламного агентства Dialla communication:
-- Новая редакция закона "О рекламе" должна "убрать" с рынка всех его сомнительных субъектов. Что касается запрета на рекламирование алкоголя и табака, то ни народные депутаты, ни другие участники рекламного рынка не хотят чтобы у нас выросло поколение "прокуренных алкоголиков". Однако вместе с тем я против полного запрета на рекламирование алкогольной продукции. Легальный, качественный товар имеет право на то, чтобы быть рекламируемым, а реклама алкоголя позволит потребителю иметь представление о таком продукте.
Валерий Мишура, фракция КПУ:
--Мы прекрасно понимаем, что средствам массовой информации нужны средства для их нормальной работы и развития. Но тогда нужно использовать опыт западных стран, где реклама алкоголя не запрещена. Конечно, такая реклама может выходить в эфир не в prime time, а, например, с 24 до 6 часов. Если будет сохранена норма, запрещающая рекламу алкоголя, я и моя фракция будем голосовать против этого законопроекта.