1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №96 (1441) за 29.04.2003

ЖИЗНЬ ЗА "ЦАРЯ"

"Знаете, как чувствует себя человек, когда мечты сбываются?" -- обратился к журналистам директор Национального театра имени Ивана Франко, Михаил Захаревич. Похоже, что знаем. Именно так, как чувствуют себя сейчас франковцы: 2 мая (а потом 4, 10 и 17) они играют премьеру "Царя Эдипа" Софокла в постановке великого грузинского режиссера Роберта Стуруа.

"Как говорится, Бог троицу любит, -- рассуждает Богдан Ступка о грузинах в здании Театра Франко. -- В 1919 году здесь шел знаменитый спектакль Котэ Марджанишвили "Фуэнте Овехуна", потом -- "Антигона" Алексидзе... И вот теперь -- Роберт Стуруа..."

Переговоры со Стуруа вел еще покойный Сергей Данченко. Но только Ступка, принявший эстафету художественного руководства театром, сумел "перехватить" Роберта Робертовича у всех театров, которые годами дожидаются его к себе на постановку. (Причем, вместе со Стуруа приехали его многолетний соратник, композитор Гия Канчели, художник Мирон Швелидзе и хореограф Гоги Алексидзе.) Настойчивость Богдана Сильвестровича вполне понятна: это и театру, и зрителям поистине царский подарок, и себе как артисту -- не в меньшей степени. Ведь в родных стенах Ступка не выпускал премьер уже несколько лет, а тут -- древнегреческая трагедия, Эдип, да еще Стуруа... "Мы себе подумали: почему он по всему миру ставит, а в Театре Франко -- нет? Тем более, что он имеет свои сантименты к Киеву", -- намекает г-н Ступка. И Стуруа снова терпеливо объясняет, что его жена отсюда родом...

...Стуруа заговорил, и коллега-журналистка заерзала на стуле: "Ничего же не слышно!" Слышно-слышно. Надо только притихнуть и вслушаться в его тихий музыкальный бас... Роберт Робертович говорит, что наши артисты -- "счастливые люди, потому что стремления к счастью у них больше, чем к усложнению жизни".

На репетициях Стуруа так же тих. Может, потому и атмосфера здесь такая торжественная: когда приходится вслушиваться, люди учатся дорожить каждым словом. Франковские артисты, которые буквально "заглядывают в рот" великому грузину, готовы ради него на любые подвиги. Хор актрис, для каждой из которых режиссер нашел особый характер, безропотно повторяет одну и ту же сцену, оттачивая каждый шаг, и Богдан Ступка-
Эдип в тысячный раз передает спеленутого младенца Иокасте -- то Наташе Корпан, то Виктории Спесивцевой. Здесь нет ничего проходного: каждая мелочь важна, необходима, продумана... "Я не буду ничего говорить о спектакле, потому что мы вышли на финишную прямую и ни-че-го не знаем о спектакле, -- поделился Стуруа. -- Поэтому сейчас что-то говорить о нем со стороны режиссера -- глуповато..."