1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №97 (1442) за 30.04.2003

ЗЕМЕЛЬНЫЕ СКАНДАЛЫ В СТОЛИЦЕ

О селе Троещина в Киеве мало кто слышал. Более известен одноименный жилмассив, обделенный метрополитеном и другими благами цивилизации. Но на днях и село дало о себе знать. Жители 750 хат решили отделиться от столицы с помощью референдума. Такого прецедента Украина еще не знала.

ТРОЕЩИНЕ НАДОЕЛ КИЕВ?

Вся загвоздка -- в земле, которую у местных жителей, по их словам, отбирают. 11 лет назад массив начал застраиваться многоэтажками, а неприметный частный сектор жил размеренной сельской жизнью. Сначала у его обитателей отобрали пастбище, а не так давно посягнули и на земельные участки возле хат. В каждой из них проживает отнюдь не одно поколение, а бесплатно приватизировать разрешено только 10 соток на один дом. За "лишнюю" землю троещинцы должны платить по столичным расценкам, вследствие чего некоторым дворам на огород места не хватает.

Так вот, частники требуют выделить на каждую семью вдвое больше земли, угрожая провести референдум об отделении от Киева. Идея -- туманная, ведь подобные решения принимает Киеврада. Скандал ей сейчас ни к чему, поскольку чиновники говорят о расширении города, а не о его раздроблении. Скорее всего, власти пойдут троещинцам навстречу.

-- Не понимаю, из-за чего разгорелся скандал, -- заявил "Сегодня" Алексей Пшеничный, главный землераспорядитель Деснянского района. -- Вопрос больше касается политики, чем землераспределения. Жалоб от населения не поступало, а после того как "вспыхнул" конфликт, на место выезжали представители райадминистрации. Так что проблемы, о которых говорят люди, будут решены. Заявления об отделении -- чьи-то политические игры.

Тем не менее троещинцы готовятся к референдуму: вчера состоялось их очередное собрание. Кстати, подобных проблем с землей в столице предостаточно. Неровен час, и другие начнут отделяться... Земля -- частная собственность, добро, на которое никто не вправе посягнуть. Но бывает и так, что за него приходится бороться годами. И безрезультатно.

ДАЧИ ДЛЯ БОМЖЕЙ

Воскресенские сады киевляне начали обживать полвека назад. Но приватизировать "фазенды" смогли не все. Как раз в начале 90-х, когда народ взялся за оформление государственных актов, власти задумали пустить с жилмассива новый трамвайный маршрут Выгуровщина -- Троещина. На пути будущей трассы оказались 80 усадеб (треть массива). Их решили снести, взамен построив хозяевам домики на Осокорках.

-- Возводить 20 избушек начали сразу же, -- вспоминает Николай Иванович, один из дачников. -- Но "выгнав" коробки, строители исчезли. Крыши соорудили через пару лет. Тогда же появились еще два десятка хаток. До внутренней отделки дело не дошло, не говоря о строительстве остальных дач.

За это время на половине планируемого пути были проложены рельсы для трамвайного маршрута №2, по которому уже перевозят пассажиров (только без толку -- трамвай работает в убыток, даже городские чиновники называют его "трамваем в никуда". -- Авт.). Злополучные дачи -- на пути у второй очереди строительства.

Мало кто из хозяев наведывается на старый садовый массив: одним не хочется напрасно трудиться (все равно все с землей сравняют), других уже нет в живых. Разрушения заметны и на Осокорках.

-- В этом году на капстроительство транспортникам вместо необходимых 52 миллионов гривен выделено 11, -- пояснил Александр Кучма, замначальника управления транспорта КГГА. -- Выкроить из такой суммы средства на завершение дач для переселенцев -- нереально. Кстати, некоторые хозяева построек, попадающих под снос, не против получить денежные компенсации, а не новые дачи. Но решить проблему сможем не раньше следующего года, да и то, если город выделит достаточно денег.

"КРАСНАЯ ЛИНИЯ" ВДОЛЬ ТУАЛЕТА

На Русановке тоже кипят страсти: гражданин М., купивший одну из старых усадеб, начал возводить огромный новый дом. На пляже, где загорают дачники, соорудил пруд, туалет. Метр за метром "оккупирует" зону отдыха, наступает забором на соседские участки...

Соседи возмутились. После обращений в разные инстанции выяснилось, что новостройка соседа подлежит сносу, а ее хозяин привлечен к админответственности. В результате проверки местности КП "Плесо" оказалось, что гражданин нарушил Водный кодекс Украины, массу замечаний сделала и районная санэпидстанция. Инстанции дали предписания устранить нарушения, но проверять их исполнение не стали. Вскоре о выдвинутых требованиях забыл и нарушитель.

Мало того, с земель, оттяпанных у соседей, уходить не собирается: при приватизации усадеб эти "полоски" им все равно не перепали. Киевская природоохранная прокуратура аргументировала это расположением "частей земельных участков (прихваченных соседом. -- Авт.) в пределах проектных "красных линий", являющихся землями общего пользования".

Раздосадованные дачники отправились за объяснениями к специалистам по земельным вопросам. И вот... "По результатам полевых работ по изготовлению технической документации по составлению государственных актов на право частной собственности на землю???, фактическая площадь земельного участка составляет 0,0571 га. Но государственный акт выдан на участок в 0,0549 га. Уменьшение размеров объясняется наличием "красных линий". Это не соответствует действительности, поскольку генеральный план застройки садового общества, согласно которому могут устанавливаться "красные линии", не разрабатывался", -- сообщили каждому из жалобщиков в Государственном комитете Украины по земельным ресурсам. Правда восторжествовала. Но лишь на бумаге.

Я -- ЧИНОВНИК, ТЫ -- ...

В курьезной ситуации оказались автолюбители из кооператива "Борщаговский". В 1979 году они взяли в аренду под гаражи земельный участок по ул. Качуры, 1-а. Проблемы начались через 20 лет, когда пришло время продлевать срок аренды. Получить разрешение на это удалось только после вмешательства депутата.

Владельцы гаражей доставили необходимые документы и квитанцию об оплате 5952 грн. за изготовление проектно-изыскательных работ в управление земельных ресурсов. Осталось дождаться, когда бумаги будут готовы.

Но в это время зачастили проверяющие с претензиями: почему, мол, гаражи занимают "квадраты", на которые нет документов? Как результат -- штраф в размере 255 грн. Ситуация тупиковая: хозяев гаражей наказали представители того самого управления земельных ресурсов, в котором и находятся их бумаги. Кстати, прошел почти год, а о документах ни слуху ни духу. Глядишь, снова нагрянет инспекция.