1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №99 (1444) за 06.05.2003

ИНОМАРКИ ПОДОРОЖАЮТ. НАМНОГО ЛИ?

Итак, правительство предлагает установить размер ввозной пошлины на импортные автомобили в размере 28%. Это значит, что новенькие иномарки (а вслед за ними -- и бэушные) подорожают примерно на треть... Кому это выгодно?

В 1997 году Запорожский автомобильный завод простаивал. Чтобы запустить гиганта отечественного автопрома, было принято разумное решение найти инвестора. Переговоры велись и с "Дженэрал моторс", "Опелем" и "Фольцвагеном", но выбор пал на корейскую "Дэу". Украинское правительство, приняв закон о стимулировании автомобилестроения, дало предприятию сногсшибательные льготы (на 10 лет): по уплате НДС с продажи автомобилей, уплате ввозного НДС, акцизов, налога на землю и прибыль.

Такая схема "построения рыночных отношений" в автомобильной отрасли вызвала ярое непринятие Европейского Союза и Всемирной торговой организации. Правительство упрекали, что это решение не соответствует Соглашению о партнерстве и содружестве, подписанному между Украиной и ЕС. Теперь, когда Украина заявила о своем стремлении вступить во Всемирную организацию торговли и Евросоюз, нам объявили, что сначала надо бы привести свое законодательство в соответствие с европейским...

Но отменить по закону льготы до 2008 года нельзя -- СП "АвтоЗаз-Дэу" могло обратиться в суд. Был найден компромисс: отменить часть льгот, но украинскому производителю предоставить преференции -- возможность беспрепятственно работать на рынке, одновременно повысив пошлины на импорт автомобилей.

Импортеры согласны, что законодательство надо менять. Априори как бы понятно, что отечественный производитель автомобилей должен платить меньше налогов. Но насколько меньше?

Сначала, кстати, планировалось ввести пошлину в 40 процентов, потом -- 35, потом -- 32. Наконец, цифра "скатилась" до 28 (сейчас размер -- от трех до пяти процентов, в зависимости от объема двигателя). Как считают в Ассоциации автомобильных импортеров и дилеров, такое резкое повышение "ввозного налога" ляжет прежде всего на плечи потребителей. Если, например, новенький автомобиль среднего класса стоил, скажем, 10 тысяч долларов, то при пошлине в 28 процентов он вздорожает примерно до 13 тысяч. Кстати, российские автомобили, стесненные на нашем рынке квотой в 15,7 тысяч штук, пошлину не платят и в случае ее утверждения она никак не отразится на их цене. Впрочем, они вынуждены платить акциз.

Специалисты, занимающиеся импортом машин, говорят, что на сегодня существует 14 схем легального ухода от налогообложения. Не исключено, что часть автодилеров вынуждена будет свернуть свою деятельность или уйти в тень, а нас ожидает "запорожизация" всей страны. (Кстати, украинские автомобили "Славута" и "Таврия", по прогнозам экспертов, тоже подорожают, но насколько -- неизвестно).

Автомобильные импортеры и дилеры, которым грозит стать главными "жертвами" такого нововведения, согласны на 15-процентную пошлину. Подсчитано, что в этом случае увеличение "ввозного налога" скажется на конечной цене очень незначительно.

Беспристрастная статистика свидетельствует, что в 2002 году в Украине было произведено чуть более 50 тысяч легковых автомобилей. Почти половину из них выдал "ЗАЗ". Но в Украине существуют и целый ряд других производителей: Луцкий автомобильный завод (12,8 тысяч собранных авто), "КрымАвтоГАЗ" (4,1 тыс.), Черкасский автобусный завод, Кременчуцкий автосборочный завод, Херсонский автомобильный завод, "Еврокар" в Закарпатье. Однако не следует забывать, что из 107 тысяч проданных в прошлом году новых автомобилей большинство (79 тысяч) было завезено из-за границы. Импортеры создали в Украине 80 тысяч рабочих мест, а в Запорожье на "автопроме" занято 18 тысяч человек. Предприятия-члены Ассоциации импортеров и дилеров в прошлом году заплатили в бюджет 800 миллионов гривен одних только таможенных платежей.

Да, автомобильный рынок Украины -- лакомый кусочек. Его емкость оценивается в миллиард долларов в год. Поэтому и развернулась такая борьба за нас, украинских потребителей (заложниками которой мы же и стали).