1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №99 (1444) за 06.05.2003

НА КАКИХ УСЛОВИЯХ МЫ СТАЛИ БЫ "НАТОВЦАМИ"?

Наш сегодняшний собеседник Брюс Джексон -- известный политик, президент Американского комитета по вопросам сотрудничества с НАТО. В начале восьмидесятых годов он служил офицером военной разведки, затем продолжал свою карьеру в министерстве обороны США, где занимался проблемами ядерных вооружений, стратегической обороны и переговорами по контролю над вооружениями.

В средине девяностых годов он перешел к политической деятельности. И хотя Американский комитет по вопросам сотрудничества с НАТО -- организация негосударственная, Брюс Джексон является весьма влиятельным человеком в политических кругах Вашингтона. В особенности отмечают его вес в формировании политики США относительно НАТО и стран постсоветского пространства. Будучи недавно в Киеве, он ответил на вопросы наших корреспондентов.

-- Господин Джексон, в Киеве вы уже не впервые. Какие вопросы обсуждали в этот раз?

-- Я был принят Президентом Украины Леонидом Кучмой, премьер-министром Виктором Януковичем. Встречался также с министром обороны Владимиром Шкидченко и другими государственными деятелями, которые занимаются стратегическим планированием -- Евгением Марчуком, Владимиром Горбулиным, Анатолием Орлом. Обсуждались вопросы, связанные с процессами евроатлантической интеграции Украины. В ходе этих встреч мы приходили к общему мнению, что следующие полтора года будут очень важны для Украины в плане ее приближения к членству в Европейском Союзе и в НАТО. Отправка во время иракской войны украинского батальона противохимической и противобактериологической защиты в Кувейт еще раз продемонстрировала всему миру, что Украина готова брать на себя ответственность в разрешении сложных проблем международного уровня.

-- Однако когда заходит разговор о перспективах вступления в НАТО, мы слышим: на сегодняшний день Украина еще не отвечает многим условиям, необходимым для этого. А можно ли ожидать в будущем какой-то либерализации в подходах к принятию в члены НАТО? Например, смягчение требований к странам -- кандидатам в экономической и политической составных членства?

-- Во-первых, я хотел бы отметить, что каких-либо экономических критериев для вступления в НАТО нет. Но есть две группы условий для членства в альянсе. Это:
а) готовность разделять ответственность за свою оборону;
б) принятие моральных ценностей евроатлантической демократии.

Во-вторых, какое-либо "смягчение требований" в области политической, т.е. в области обеспечения демократических стандартов гражданского общества, было бы разочарованием не только для американцев или представителей любой другой "натовской" державы, но и для самих украинцев. Я думаю, вряд ли их удовлетворило бы, если Украине разрешили стать чем-то наподобие члена евроатлантического сообщества второго сорта.

Я уверен, что Киев может иметь такую же крепкую и плюралистическую демократию как Польша, Чехия или Соединенные Штаты. Конечно, надо быть реалистами и понимать, что после многих десятилетий коммунистического правления трудно в одночасье избавиться от "советского" типа ментальности. Необходимы большие общественные трансформации, и все демократические государства хотели бы поддержать Украину на этом пути. И чем больше ваша страна будет продвигаться в этом направлении, тем большей будет поддержка для Украины. Вообще, я думаю, политические реформы нельзя тогда-то начать и тогда-то завершить. Они должны длиться постоянно, это и есть политическое развитие.

-- Некоторые американские политологи утверждают, будто российский президент Владимир Путин рассматривается Соединенными Штатами как образец политика "новой Европы". Означает ли это, что происходит "потепление" отношений между Россией и США?

-- Я бы не рассматривал это именно в такой плоскости. Я бы просто сказал, что в современный период мы довольно успешно работали с Россией, в том числе и по вопросу сотрудничества с НАТО. Думаю, что Франция и Германия тоже разделяют наш взгляд на важность добрых отношений и механизмов сотрудничества с Россией. Между членами Евроатлантического сообщества расхождений по этому поводу нет.

-- Как бы вы охарактеризовали сотрудничество между США, Россией, Польшей и Украиной, соотношения и схемы согласования интересов?

-- Американцы не обязательно рассматривают эту проблему в каких-то блоках или других "политико-геометрических" фигурах. Мы не рассматриваем это в терминологии, скажем, "четверки западной": Лондон -- Берлин -- Париж -- Вашингтон или "четверки восточной": Варшава -- Киев -- Москва -- Вашингтон. Это не так, как мы хотели бы видеть развитие Европы и мира. Поэтому у нас даже были предложения, чтобы группа "НАТО - Украина" и группа "НАТО - Россия" по определенным вопросам встречались вместе. Это создало бы своеобразный формат "19+1+1". В итоге мы хотели бы, во-первых, помочь Украине быстрее стать полноправным членом всех важнейших европейских международных организаций. Во-вторых, помочь сотрудничеству в рамках определенной группы стран (например, Соединенные Штаты, Польша и Украина) с активным привлечением России. Я бы не смотрел, например, на Варшаву или Москву как на основных партнеров для вашей страны. Перед Украиной достаточно просторная географическая реальность.
Интервью вели: Виталий КУЛИК, Дмитрий ЛЕВУСЬ (Центр исследований проблем гражданского общества)