1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №101 (1446) за 08.05.2003

ОДАРЕННЫЙ РЕБЕНОК -- КРЕСТ, КОТОРЫЙ РОДИТЕЛИ НЕСУТ В ОДИНОЧКУ

Японцы давно поняли, что главное достояние нации -- интеллект и творческие способности. Один из государственных приоритетов Израиля -- эффективный метод обучения одаренных детей. В США также создана очень действенная система поощрения и развития таланта. История человечества показывает, что одаренные дети -- большая ценность для общества, куда большая, чем даже природные ресурсы.

Увы, Украину чужой опыт ничему не учит. Если для Богом обиженных детей наше общество хоть что-то пытается сделать, то до Богом одаренных ему нет никакого дела. Ученые бьют тревогу: если так и дальше пойдет, то через 10--15 лет некому будет развивать отечественную науку. При этом талантливых детей у нас немало, но для раскрытия их потенциала нет никаких условий. "А они им и не нужны, -- уверены многие. -- Если есть талант, то он себя проявит без посторонней помощи". Когда слышу такие речи, сразу вспоминаю тринадцатилетнего мальчишку из Луганской области, который всему селу чинит телевизоры и радиоприемники и при этом понятия не имеет, как пользоваться прилагающейся к технике схемой. По физике и химии у мастера-самоучки -- "двойки". Ну не дается ему теория, хоть убей! Правда, годовой бал в прошлом году пареньку вывели средний -- починил школьный допотопный проигрыватель, который уже давно собирались выбросить, но не нашли денег на новый. Это я к тому, что если бы мальчишкой занялись специалисты, то он со временем достиг бы немалых вершин. Только не нужен он никому.

ВУНДЕРКИНД ИДИ ВЫСКОЧКА?

Когда с чиновниками заводишь разговор о юных дарованиях, они тут же начинают загибать пальцы, перечисляя, сколько за последние годы открылось гимназий, лицеев, специализированных классов. Таковых сегодня и вправду -- пруд пруди. Только их появление вряд ли связано с желанием государства помочь талантам. "Модные" школы -- это реакция системы образования на возможность родителей платить за обучение своих чад. И то, что лицеисты и гимназисты еще в начальных классах знают компьютер как свои пять пальцев и владеют несколькими иностранными языками -- тоже заслуга родителей, которые, вкладывая деньги, требуют достойные результаты и от детей и от педагогов.

Не следуют забывать, что в таких продвинутых учебных заведениях комфортно себя чувствуют интеллектуально одаренные дети, те, у кого повышенная способность к обучению и энциклопедическим познаниям. Такие ученики -- любимцы педагогов. Но когда там появляется творчески одаренный ребенок, у которого нестандартное мышление, который не принимает на веру преподносимых им знаний, а до всего хочет дойти своим умом, пропустить через себя, учителя открещиваются от него, как от прокаженного -- у них есть школьная программа, и там нет никаких указаний насчет того, чтобы докапываться до истины с отдельно взятой "выскочкой". Поэтому такому ребенку нет места в школе -- педагоги привыкли штамповать стандартные "винтики", а не корпеть над "штучными изделиями".

Допустим, найдется в стране десяток учителей, умеющих работать с такими детьми. Но дело в том, что обучение одаренных детей -- дело чрезвычайно дорогое. Нужны дополнительные помещения, потому что в классе не должно быть больше 10--12 детей. Необходимы специальные учебные пособия, хорошее экспериментальное оборудование для занятий физикой, химией, биологией. Нужна собственная типография, потому что многие одаренные дети пишут стихи и прозу, рисуют, создают архитектурные проекты. Даже исследовательские работы выходят из-под пера маленьких гениев, а эти "перья" в нынешнем понимании -- персональные компьютеры.

Долго еще ждать нашим дарованиям таких условий.

НА ЧТО СПОСОБЕН ВУНДЕРКИНД -- НИКОМУ НЕИНТЕРЕСНО

Недавно в Киеве проходил "Телепресс-клуб", на котором речь шла о юных вундеркиндах. Когда разговор зашел о том, где таким детям черпать информацию, то, оказалось, что кроме Интернета -- негде. Но исследования показывают, что самородки (вот незадача!) у богатых родителей появляются не часто, "предпочитая" семьи, которые всю жизнь сводят концы с концами. Раньше такие родители могли отправить свое чадо в библиотеку (даже школьную), где на полках была огромная масса научно-популярных изданий. Сейчас подобной литературы там нет. В Украине, к примеру, ученые выпускают журнал "Країна знань", но директора школ не могут позволить себе такую роскошь, как выписать хотя бы один экземпляр. Им бы наскрести деньжат крышу перекрыть да умывальники починить. Канули в Лету и научно-популярные фильмы. Даже студии такой в Киеве больше нет.

Еще одна беда -- юным математикам, философам, техникам и просто выдумщикам негде проявить свои способности: за последние десять лет исчезла большая половина детских клубов, центров, мастерских. Единственным исключением является Киев, где принята специальная программа развития талантливых детей. Только в системе Киевской малой академии наук "Дослідник" нашли себе занятие по душе шесть тысяч юных дарований. Станет ли кто-то из них знаменитым на весь мир ученым -- покажет время, но результаты есть уже сегодня. Каждый 11-й победитель всеукраинских олимпиад -- киевлянин. Столичные дети стали призерами международных олимпиад, есть даже дважды абсолютный чемпион международной олимпиады по математике.

ПЕЧАЛЬНАЯ СТАТИСТИКА

Специалисты включают одаренных детей в "группу риска" наравне с умственно отсталыми, эпилептиками, сиротами и даже преступниками. Всех их объединяет высокая степень вероятности того, что на их жизненном пути будут преобладать неустроенность, одиночество, непонятость другими, повышенный риск заболеваний. Проведенный в России опрос показал, что из пяти вундеркиндов один заболевает тяжелой болезнью, другой кончает жизнь самоубийством, третий с годами полностью теряет свою одаренность, четвертый находит применение себе за границей, и лишь одному из пяти удается в той или иной мере реализоваться на родине. Думаю, в Украине картина практически такая же.

Одаренный ребенок -- это крест, который родители несут в одиночку. Только от их терпения и средств зависит будущее их отпрыска. На наше общество надеяться нечего. Если оно не может даже обеспечить местом в вузе победителей всеукраинских и даже международных(!) олимпиад. В столице сейчас рассматривается иск одной такой победительницы к Национальному университете имени Т. Шевченко -- вуз проигнорировал ее право на внеконкурсное зачисление.


В ТЕМУ
  • Существует определенная возрастная последовательность проявления одаренности в разных областях. Особенно рано может проявиться одаренность к музыке, затем -- к рисованию. Установлено, что одаренность к искусству выступает раньше, чем к наукам. В научной области раньше других проявляются способности к математике.
  • О наличии одаренности не дают основания судить результаты тестовых испытаний в силу того, что они обычно стандартизированы по среднему уровню и не предназначены для оценки существенных отклонений от средних значений.
  • По оценкам современных специалистов, на полтора миллиарда жителей всех высокоразвитых стран приходится около полутораста тысяч людей, которые при благоприятных условиях могли бы стать гениями. Но таковых на Земле -- единицы.
  • Жизни большинства одаренных людей особенно не позавидуешь. По мнению медиков, они имеют чрезвычайно уязвимую энергетическую оболочку, крайне ранимы, излишне чувствительны. Риск душевных заболеваний у талантливых людей в несколько раз выше, чем у всех остальных.