Выпуск газеты Сегодня №103 (1448) за 13.05.2003
КАК "ПОДПЕРЕТЬ" МИНИСТРОВ?
Поводом для проведения вчерашнего заседания за "круглым столом" в Киеве стала вторая годовщина президентского Указа "О дополнительных мероприятиях относительно выполнения административной реформы". По мнению организаторов дискуссии, пришло время подвести итоги деятельности института госсекретарей.
В общем, участники обсуждения согласились, что данная структура полностью отвечает логике предложенного Президентом перехода к парламентско-президентской форме правления. В то же время, на нынешнем этапе все более актуальным становится вопрос поиска оптимальной модели баланса между политическими и административными функциями в структуре коалиционного правительства.
По мнению Виктора Лисицкого, который работал правительственным секретарем Кабмина в 1999--2001 годах, ныне еще недостаточна эффективность института госсекретарей. При этом она исходит из ряда причин. Во-первых, по его мнению, нынешнее правительство не совсем еще является коалиционным. "Потому что большинство (парламентское. -- Авт.) разделилось на несколько группировок, но все эти группировки имеют единую политическую и концептуальную основу. Я понимаю, если бы в этом правительстве были коммунисты, которые по-другому смотрят, например, на отношения Украины с НАТО и Россией. Тогда это был бы коалиционный состав Кабмина. А когда собрались одинаковые по своим политическим взглядам люди, то это правительство должно называться по-другому", -- убежден Виктор Иванович.
Во-вторых, по мнению г-на Лисицкого, госсекретарю в "настоящем" коалиционном Кабмине в своей работе следует отмежевываться как от "красных" так и от "сине-желтых". "Он должен выполнять, в первую очередь, не политические задания того или иного политика, а исполнять общественные задания правительства... Можно сделать такое сравнение: госсекретарь, правительственный секретарь -- это первый механик на корабле. Его не должно интересовать, каким курсом плывет корабль", -- считает Лисицкий.
И вообще Виктор Иванович убежден, что следовало бы вводить не должности госсекретарей, а посты новых министров, отвечающих в одном министерстве за разные вопросы, как это практикуется, например, в Швеции. По его мнению, такая структура "совместного офиса" сняла бы с повестки дня кадровые вопросы, хозяйственные, а также вопрос о том, на каких автомобилях министрам ездить и кто будет оплачивать их телефонные разговоры...
В ходе вчерашних дискуссий были высказаны и другие мнения, с которыми мы познакомим вас в завтрашнем номере газеты.