1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №104 (1449) за 14.05.2003

ШОППИНГ МОЖЕТ ПРЕВРАТИТЬСЯ В МАНИЮ

Приобретая очередную вещицу, я испытываю непередаваемый подъем и трепет. Глаза горят, плечи расправляются, даже цвет лица улучшается. Согласитесь, в этом я не одинока. Недавно знакомый буквально напугал, уверяя, что у меня все признаки "шоппинг-наркомании"...

Действительно, ученые выяснили, что шоппинг (процесс хождения за покупками) может вызвать зависимость. Что ж, каждый компенсирует несовершенство бытия по-своему. Правда, говорят, шоппинг-зависимость, как любая другая, опасна, потому что она якобы разрушает личность.

Вы скажете, что на фоне нашей непростой жизни неэтично говорить о так называемой "покупкомании"? Кто-то попытается заявить, дескать, это болезнь богатых. Ошибаетесь: бедные слои населения не менее подвержены вышеозначенной напасти. Хождение по магазинам как раз отвлекает от насущных проблем и выступает в роли антидепрессанта. Доказано, что во время покупок у человека вырабатывается так называемый "гормон счастья" -- серотонин.

И тем не менее, все хорошо в меру, потому что в противном случае удовольствие грозит превратиться в настоящую болезнь с весьма плачевными последствиями, к тому же покупки опустошают карманы. Специалисты окрестили сей недуг ониоманией.

Торговцам такая "болезнь" на руку. Мудрые предприниматели наметанным глазом моментально выхватывают из толпы "шоппинг-наркоманов", из которых две трети составляют представительницы прекрасного пола. Как только личная жизнь дает трещину, одни дамочки начинают поглощать шоколад, другие просиживают вечера "за рюмкой водки сладкой", третьи мчатся в магазин. Здесь их и берут в оборот "психологи" от торговли -- вежливо обслуживают (в отличие от совковых времен), рассыпают любезности, предлагают потрясающий выбор, иногда преподносят копеечные подарки. Короче, любой каприз за ваши деньги!

Есть рыночные торговцы, которые, увидев нездоровый блеск в глазах "наркоманки", отдают ей сразу несколько шмоточек со скидкой. Одни "зависимые" помешаны на постельном белье, другие -- на безделушках или посуде, третьи -- на парфюме и косметике. Такие дамы могут ходить по магазинам-базарам часами, до полуобморочного состояния, а выйти не могут...

Таким образом, не прилагая особых усилий, человек получает наслаждение, да к тому же на какое-то время ему удается почувствовать свою значимость. Кстати, на стезю "покупкомании" толкает женщин не только личная неустроенность, но и недовольство своей работой.

-- Люди руководствуются двумя глобальными мотивами: иметь или быть, -- говорит кандидат философских наук, психоаналитик школы андрогин-анализа Светлана Крылова.-- Руководствуясь мотивом "иметь", человек пытается заполнить пустоту в жизни либо наркотиками, либо спиртным, либо вещами. "Шоппинг-наркоман" -- это человек, относящиеся к типу "иметь", и сам он в конце концов превращается в вещь. В конечном итоге его ждет одиночество среди вещей и отчуждение от людей. Мотив "быть" направляет человека на развитие своей личности, своего внутреннего мира.

Итак, думаем сами, решаем сами: иметь или все же быть...