1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1451) за 16.05.2003

КАК СДЕЛАТЬ ЛЕВШУ НЕСЧАСТНЫМ

-- Я выброшусь с балкона, но в школу больше не пойду! -- кричал ошеломленной бабушке третьеклассник Игорь. -- Там меня опять бить будут.

Одиннадцатилетнему Игорю не позавидуешь. Он переученный левша. Если для большинства его сверстников учеба в школе -- радость, для него -- настоящая пытка. Проблемы начались с первого класса. Мальчик никак не мог освоить ни письмо, ни чтение, неправильно произносил некоторые звуки.

"Я ТАКИЕ ТЕТРАДИ ПРОВЕРЯТЬ НЕ БУДУ!"

-- Когда он еще до школы пробовал писать, -- ничего не получалось, -- рассказывает нам Екатерина Дмитрук, бабушка мальчика, который учится в одной из столичных школ. -- Брал в руку карандаш, держал его неестественно, неловко. Уже в первом классе очень медленно выполнял домашние задания и так давил на бумагу, что даже рвал ее.

Когда бабушка приходила за внуком в школу, учительница, тяжело вздыхая, листала перед ней тетради мальчика. "Вот это что такое? -- бросала недовольно. -- А эти каракули? Я такие тетради проверять не буду!" На возражения Екатерины Михайловны, что мальчик старается, но к нему нужен особый подход, педагог упорно твердила свое -- он неусидчив, неуравновешен, невнимателен.

Со временем Игорь стал плаксивым и раздражительным, немного неуклюжим. Часто жаловался на усталость, головные боли, плохой аппетит. У ребенка нарушился сон -- он долго засыпал вечером, а утром его еле-еле удавалось добудиться. Нередко при попытке писать у него судорогой сводило пальцы. Мальчику стало нередко доставаться от сверстников. И не мудрено! Посудите сами: если учительница, беседуя с ним, срывалась на крик, то как такого ребенка будут уважать одноклассники?

-- Я шла в школу за внуком, как на каторгу, -- вспоминает Екатерина Михайловна. -- Только на порог класса, как со всех сторон дети кричат: "Игорь плохо писал", "Игорь не слушался", "Игорь плакал". Спрашивала у учительницы, чем внук занимался и неизменно слышала в ответ: "Ничем. Смотрел в окно, плакал, а потом уснул прямо за партой". Как-то и вовсе случилось страшное. Подхожу я к классу, оттуда пулей вылетает Игорь, а за ним -- портфель. Прямо под ноги мне упал. После случившегося учительница три недели со мной не разговаривала. Получилось, что это я виновата была в том, что она внука за шкирку выбросила из кабинета. Это было в конце третьего класса. Мы с дочкой решили потерпеть. Думали, вот с нового учебного года придет в класс другая учительница, и ситуация "пойдет на поправку".

"МЫ НЕ ЗНАЕМ, ЧТО НУЖНО ДЕЛАТЬ"

Однако и позже отношение к Игорю не изменилось к лучшему. На письменную жалобу от родителей директор школы отреагировала по-своему -- посоветовала перевести мальчика на домашнее обучение. Мол, в общеобразовательной школе он учиться не сможет. Тогда бабушка отправилась с внуком на консультацию в Киевский институт усовершенствования учителей. Во время обследования Игорь с интересом решал интеллектуальные тесты, соответствующие его возрасту. Но активность мальчика мгновенно исчезла, как только ему предложили написать несложные предложения и решить несколько математических примеров. Потекли слезы. Вот некоторые выдержки из заключения психолога, сделанного на кафедре детской психоневрологии: "в контакт вступает постепенно", "отвечает по существу, но не склонен раскрываться", "работоспособность снижена из-за переутомляемости". И вывод: "выполнение предложенных методик указывает на скрытую леворукость".

По мнению специалистов института, Игорь вполне может обучаться в обычной школе, но мальчику необходим особый подход. Когда бабушка принесла заключение медиков в школу, там только развели руками. "Мы не знаем, что нужно делать, -- вынесли вердикт педагоги. -- Посоветуйте нам". От услышанного Екатерина Михайловна чуть не расплакалась.

-- О каком индивидуальном подходе может идти речь, если классе 35 учеников? -- возразила корреспонденту "Сегодня" директор школы, согласившаяся прокомментировать сложившуюся ситуацию. -- Нервное состояние Игоря, по сравнению с одноклассниками, оставляет желать лучшего. Мальчик очень болезненно воспринимает замечания, ему трудно находится в коллективе. То, что все проблемы Игоря от того, что он скрытый левша, на мой взгляд, не совсем верно. У меня самой сын переученный левша, но это никак не повлияло на его отношения с окружающими. В этом нет ничего особенного. К тому же бабушка относится к Игорю особенно -- опекает без меры, слепо защищает. Как бы там ни было, со стороны учителей делается все возможное, чтобы Игорь чувствовал себя комфортно в школе. А дети? Столько было с ними разговоров, но мы не в силах заставить их относится к Игорю бережней.

БЕЗ ВИНЫ ВИНОВАТЫЕ

По наблюдениям ученых, проблемы в школе случаются у трети переученных левшей. Еще несколько десятилетий назад педагоги заставляли учеников писать только правой рукой. Моей подруге, к примеру, учительница надевала на левую руку варежку, чтобы та выводила буквы только правой. Некоторые мамы сами переучивали детей, поскольку были уверены: "праворуким" в жизни легче. Они не подозревали, что подавленное "левшество" чревато непредсказуемыми проблемами. Бывали случаи, когда переученные левши начинали заикаться, страдать хроническими заболеваниями. "Вынужденная" праворукость приводит к постоянному внутреннему дискомфорту, ребенок ощущает себя "не в своей тарелке". Подавленное "левшество" немного снижает двигательную активность, ведет к незначительному замедлению реакций.

Выбор правой или левой руки -- не каприз ребенка. Он связан с определенным распределением ролей между полушариями головного мозга. У правшей за речь, чтение и письмо отвечает левое полушарие. У леворуких же все наоборот -- доминирует правое, которое совершенно не воспринимает слова на слух, оно лишь может анализировать речь. Вот почему переучивание сказывается не только на психике ребенка-левши, но и на его речевых, пространственных, зрительных способностях, вот почему это грозит ухудшением восприятия мира и внимания. Отсюда и проблемы в учебе. И "потрясающий" вывод учителей: "Ваш ребенок отстает в умственном развитии".

Леворукость возникает по разным причинам. Например, передается по наследству. Так, если один из родителей левша, вероятность рождения у них ребенка-левши 17%. Если же левши оба, леворукий ребенок родится с вероятностью 46%. Кроме того, левша может появиться у мамы, которая перенесла патологию беременности или родовую травму. Именно это случилось, скорее всего, с Игорьком -- он родился семимесячным. При определенных отклонениях в развитии левого полушария правое частично берет на себя некоторые функции, мозг "перестраивается", и левая рука становится ведущей.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Особый подход действительно необходим левшам во время учебы. Но, по большому счету, обвинять во всех бедах учителей, не стоит. К проблеме леворуких детей нужно подходить комплексно -- нужны не только желание и умение педагогов, но и специальные учебные программы для леворуких детей. Иначе пагубные последствия от неудач, которое ведут к ухудшению успеваемости, серьезно скажутся на жизни ребенка. Хотя бы однажды пережив в своей жизни события, полные страха, дети на долгие годы остаются замкнутыми, теряют доверие к окружающим. Быть может, на чей-то взгляд в этом нет "ничего особенного", но как исковеркана будет судьба человека замкнутого, не умеющего контактировать с окружающими.


ИХ ВСЕГО 10%

На вопрос, кто такой левша, большинство людей уверенно ответят: это человек, пишущий левой рукой. Однако "левшество" может проявляться иначе. У "праворукого" человека ведущими бывают левый глаз, ухо, нога. По оценкам американских ученых, "леворукие" составляют примерно 10% населения. На самом деле "левшество" встречается гораздо чаще, просто мы видим только руки. Какая нога является ведущей, важно лишь для спортсменов. Какое ухо ведущее, неважно даже для профессиональных музыкантов.

Определить, является ли левшой ваш ребенок, можно в домашних условиях, наблюдая за ним. Пока ему не исполнится год, делать какие-либо выводы нет смысла. В кроватке малыш может чаще тянуться к погремушкам левой рукой, нежели правой, но это ничего не означает. Бывает, что лет до трех-четырех ребенок пользуется преимущественно левой, а потом начинает действовать правой. Поэтому старайтесь предоставить ребенку полную свободу. Вместо того, чтобы вложить ложку в правую ручку малыша, помогая ему есть кашу, положите ложку на стол. Пусть он сам возьмет ее той рукой, какой ему удобнее. Отмечайте, какой рукой ребенок чаще берет ложку, игрушки, какой тянется к вам, говоря "дай". Если вам кажется, что малыш попеременно пользуется и правой, и левой рукой, не беспокойтесь: у некоторых детей одинаково развиты обе ручки.

Чтобы определить, какой глаз, ухо, нога ведущие, купите ребенку калейдоскоп и понаблюдайте, каким глазом он чаще будет в него смотреть. Предложите попрыгать на одной ножке -- в первую очередь он будет прыгать на ведущей ноге. Прислушиваясь к тихим звукам, малыш скорее повернется ведущим ухом. Дошкольника можно попросить сложить пальцы в замок (большой палец ведущей руки окажется сверху) или похлопать в ладоши (ладонь ведущей руки также будет сверху).