1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №106 (1451) за 16.05.2003

В СТОЛИЦЕ ВОЗРАЖДАЮТ ХРАМЫ

Глядя на то, сколько в столице строится храмов, многие недоумевают: зачем? И попутно высказывают предположения, мол, каждому священнику хочется иметь собственную крышу. Особенно, когда речь идет о небольших приходах, рассчитанных на одну-две сотни прихожан. Но если поднять карты древнего Киева, на фоне мирской застройки чуть ли не через каждые сто метров отчетливо видны купола с крестами.

По состоянию на январь этого года в столице действовало 103 культовых сооружения, еще 24 -- строились. Сколько храмов находится в стадии проекта, в управлении по делам религии ответить затруднились, заметив лишь, что их "многие десятки".

Среди самых последних проектов -- храмы Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла на Куреневке и Успения Пресвятой Богородицы на Позняках. Первая церковь, вернее, пока шатер, расположилась в скверике возле Куреневского рынка. Первое упоминание о церкви датируется 1735 годом (по другим источникам -- 1759). Она была деревянной, достаточно просторной, но холодной. В 1865 году на свободном участке рядом с ней построили теплую каменную церковь во имя великомученика Игнатия Богоносца и святителя Тихона Задонского. К началу 20-го века деревянная церковь обветшала, а каменная не могла вместить всех прихожан. Тогда причт храма обратился в Киевскую Духовную Консисторию с просьбой разрешить постройку нового храма. И в 1905 году на месте снесенных зданий по проекту архитектора Казанского построили храм Петра и Павла. Спустя 28 лет его закрыли, позднее снесли купол и колокольню.

С 1944 года здание храма использовалось заводом КИНАП. В разное время здесь размещались клуб, гальванический цех, заводская проходная. Постепенно церковь обросла различными пристройками и лестницами, так что снаружи она практически не узнавалась. Внутри же долго сохранялись росписи, но и те, в конце концов, изъела гальваника. В середине 80-х расширялась территория завода, здание храма пошло под снос, а на его месте построили девятиэтажный админкорпус.

Первая служба во временном шатре состоялась в ночь с 26 на 27 апреля. Возле входа висит объявление, призывающее родителей положить и свой кирпичик в возрождение храма, в котором их дети смогут освободиться от плена пьянства, наркомании...

Ввиду отсутствия спонсора прихожан и настоятеля этой церкви ожидают годы прозябания в тонких стенах плащ-палатки. Это видно на примере храма возле Интернациональной площади, тоже изначально разместившегося в палатке (о нем наша газета писала).

Что касается храма Успения Пресвятой Богородицы, то располагался он на берегу одного из озер, ограниченных нынче улицами Здолбуновской, Анны Ахматовой, Григоренко и Урливской. На этих землях некогда жил лаврский монах Позняк, от имени которого и пошло название микрорайона. Позняк был скотоводом, к нему на работу нанимались бывшие крепостные. Постепенно они начали селиться на его земле. В начале XIX века здесь уже существовало несколько хуторков, и в 20-х годах была возведена небольшая часовенка. В 1935 году храм постигла участь других культовых сооружений. На его разрушение пригнали заключенных. Очевидцы рассказывают, что прихожане прятали у себя иконы и чаши. С тех пор район долгие годы оставался без храма.

В наши дни прихожане стали ратовать за возрождение церкви. Одиннадцать лет назад была зарегистрирована Свято-Успенская парафия. И только сейчас готовы практически все необходимые документы. Осталось дело за "малым" -- 2 млн. грн. Такова сметная стоимость строительства. Своими силами парафия кое-как наскребла 2 тыс. на всяческие исследования и заключения. Сколько еще людям придется ютиться в сельской хатке, одному Богу известно...

Можно долго спорить, надо ли "поголовно" возрождать некогда уничтоженное. У государства не всегда хватает денег на соборы, не говоря о приходских церквушках. Последние отданы на откуп простым смертным, годами собирающим средства на стройматериалы. Но увидев, с каким упорством они это делают, понимаешь, что им это нужно.