1998  1999  2000  2001  2002  2003  2004  2005  2006 

Выпуск газеты Сегодня №107 (1452) за 17.05.2003

УКРАИНСКИЙ НЕФТЕПРОВОД: "ИЗ ВАРЯГ В ГРЕКИ" ИЛИ НАОБОРОТ?

Украина, имея выгодное геополитическое положение между "варягами" -- Западной Европой и "греками" (читай -- странами Черноморско-Каспийского региона), просто обязана зарабатывать на транзите энергоносителей. И если еще вчера мнилось, что достроенный год назад нефтепровод "Одесса--Броды" оказался невостребованным, то сегодня разгорелась, казалось бы, странная дискуссия о том, как его использовать: прокачивая нефть с Востока на Запад или наоборот? Но ничего удивительного. Поляки хотят, чтобы каспийская и иракская нефть шла из Одессы в Европу (естественно, и через их территорию), а россияне -- чтобы... тоже в Европу, но нефть -- "ихняя", а направление -- противоположное: из Брод в Одессу, а дальше -- танкерами.

РОССИЙСКИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ...

Еще недавно ЕС довольно скептически оценивал перспективы украинского участка Евроазиатского нефтетранспортного коридора (ЕАНТК). Посему европейцы поддержали строительство экономически менее выгодного турецкого маршрута доставки каспийской нефти "Баку--Джейхан": при мощности, почти идентичной украинскому, он обошелся $3,2 млрд. -- почти в 10 раз дороже, чем "Одесса--Броды". Тогда Украина за неполных 4 года самостоятельно построила 674-километровый нефтепровод и перевалочный терминал "Южный". Из Брод каспийскую нефть планируется прокачивать по территории Польши до порта Гданьск, но поляки не спешат начать дорогостоящее строительство своего участка "трубы". Да и в отношениях с ЕС проблема зависла на стадии обсуждения: европейцы пока лишь "кормят" нас обещаниями загрузить готовый нефтепровод заказами А ведь, по словам главы регионального Бюро по вопросам сотрудничества Фонда Фридриха Эберта в Украине Гельмута Курта, сегодня важнейшая задача стран ЕС -- организация стратегических запасов энергоносителей, развитие трансъевропейских магистралей и диверсификация источников и способов энергоснабжения.

И тут неожиданно европейцев подхлестнули... россияне. Тюменская нефтяная компания, ЮКОС и "ЛУКОЙЛ" предложили Украине качать нефть в реверсном направлении: от нефтепровода "Дружба" -- через Броды -- до терминала "Южный" и далее в Европу. Правда, как сообщили корреспонденту "Сегодня" в ОАО "Укртранснафта", конкретных коммерческих проектов нефтекомпании из РФ так и не предоставили. Но, похоже, само намерение россиян заставило активизироваться Запад: Германия, Польша и США тут же выступили с предостережениями касательно возможного "реверса", который усиливает зависимость ЕС от российской нефти, а не ослабляет -- благодаря каспийской. И вот в Брюсселе 27 мая состоится первая трехсторонняя (Украина, Польша, Евросоюз) промышленная конференция, участники которой наконец-то обсудят конкретные возможности продолжения трубопровода до польского города Плоцк.

А тем временем, по словам начальника отдела структурных изменений в экономике Администрации Президента Владислава Мельника, терминал "Южный" и небольшой участок трубопровода "Одесса--Броды" с конца января уже работают в реверсном режиме. "Это позволяет ежемесячно отгружать дополнительно 3--4 танкера, и до конца года может принести около 40 млн. грн. в госбюджет. Мы не заинтересованы ни в простое одной из самых современных нефтетранспортных систем, которая уже позволяет ежегодно пропускать 14,5 млн. тонн нефти в год, ни в нагнетании излишних политических страстей вокруг проекта "Одесса--Броды", -- резюмирует Мельник.

"Я считаю, что нефтепровод "Одесса--Броды" лучше загрузить сырьем, чем он будет простаивать. Если он и дальше будет стоять, то вообще никому не будет нужен, ни в одну, ни в другую сторону", -- говорит Чрезвычайный и Полномочный Посол РФ в Украине Виктор Черномырдин.

...И НАШИ ОПАСЕНИЯ

Вроде бы, вариант транспортировки российской нефти в порт Южный -- по крайней мере, пока трубопровод не дотянется до Гданьска -- действительно выгоден. Но украинские эксперты видят в нем больше опасности, чем прагматичности. По мнению главы правления ОАО "Укртранснафта" Александра Тодийчука, начав прокачку из Брод в Одессу, Украина на первом этапе может получить дополнительные деньги, однако приостановит развитие проекта. В итоге мы потеряем фору, которую имеем по отношению к конкурентным в рамках ЕАНТК проектам ("Бургас--Александруполис", "Констанца--Омишаль", Балтийская трубопроводная система). Не исключено, что в случае их реализации к нашему проекту потеряют интерес и те, кто сегодня предлагает качать нефть из Одессы в Броды, и те, кто -- в обратном направлении.

Кроме того, вариант доставки, предложенный российскими компаниями -- по территорию Белоруссии, а потом из Брод на "Южный" -- самый длинный маршрут транспортировки нефти из Самары (РФ). Он ограничен пропускной способностью белорусской нефтетранспортной системы. А прокачка по нему обойдется клиенту на $2,5 за тонну энергоносителя дороже, чем по любому другому действующему маршруту в системе Приднепровских магистральных нефтепроводов.

"Следует обратить внимание на энергетическую стратегию России, -- комментирует руководитель аппарата Специального уполномоченного Украины по вопросам ЕАНТК Михаил Гончар. -- Там четко расписаны приоритеты экспортной политики РФ: "В целях поддержания энергетической и экономической безопасности, Россия будет стремиться диверсифицировать направления экспорта энергоресурсов с развитием северного, восточного и южного направлений (прежде всего, в страны Северной Америки и Северо-Восточной Азии)". Как видим, о западном направлении, то есть, о странах Балтии, Белоруссии, Украине, речь вообще не идет. Очевидно, за "благими намерениями" помочь Украине заполнить нефтепровод скрываются совсем другие цели: блокировать развитие проекта или при возможности вообще его торпедировать.

Несложно спрогнозировать, что, прокачав некоторое количество нефти из Брод в Одессу, российские компании "вдруг" объявят о неких форс-мажорных обстоятельствах, из-за которых дальнейшая поставка станет невозможной. Например, российская нефтетранспортная монополия, АК "Транснефть", предложит экспортерам другое направление -- на Приморск. И обоснует это экономически: внутрироссийский тариф на транспортировку нефти более низкий в сравнении с доставкой в Южный. Или, например, органы финансового контроля РФ вдруг поинтересуются, с чего это российские компании отправляют сырье на экспорт по экономически невыгодному маршруту, переплачивая бюджету иностранного государства. Для тех, кто полагает, что ничего не случится, если мы немного покачаем из Брод в Одессу, поучителен пример латвийского Вентспилса. Он "вдруг" с 1 января перестал фигурировать в маршрутках "Транснефти", устроившей блокаду латвийскому направлению экспорта.

Далее, ЕАНТК развивается в условиях конкуренции. А в конкурирующем с нашим проекте "Бургас--Александруполис" фигурируют интересы российских компаний. Поэтому применительно к России впору вспомнить старую истину: "бойтесь данайцев, дары приносящих". Обильного нефтяного потока из Брод в Одессу не будет. Если же мы примем скоропалительное решение с реверсом, им тут же воспользуются конкуренты и нефть с Каспия пойдет в обход Украины и Польши, а наша "труба" останется сухой.